Северо-западная профсоюзная организация плавсостава

Cоциально – трудовые права и интересы
Профессиональный союз

Коллективные соглашения

Декабрь 2023

Как известно, МКПРВТ – с 1994 г. является членской организацией ISWAN (Международная сеть социально-бытового обслуживания и помощи морякам; ранее носила название Международный Комитет по социально-бытовому обслуживанию моряков, ICSW). По установленной традиции, в конце каждого года в разных городах проводится Конференция организаций-членов. Как правило, конференция сопровождается проведением семинара по темам, признаваемым весьма актуальными в соответствующий момент времени.
На сей раз мероприятия состоялись в период 16-17 ноября 2023 г. в финской столице Хельсинки. Встречи прошли в конгресс-центре Scandic Marina и собрали около 70 присутствующих, МКПРВТ участвовала в режиме онлайн. Вёл мероприятия исполнительный директор ISWAN Саймон Грейндж.
Пожалуй, одна из важнейших проблем отрасли – кадровый дефицит. Так, в своём «Ежегодном обзоре и прогнозе по набору экипажей» за 2023 г. консультанты по судоходству компании Drewry предупреждают, что рынок труда моряков сейчас самый напряжённый за всю историю, а дефицит офицерских кадров увеличивается примерно до 9% в глобальном измерении по сравнению с дефицитом в 5% в 2022 г.
Поэтому в центре внимания семинара-2023 был подход, ориентированный на решение назревших проблем набора и удержания кадров в морском секторе. По этой причине группа моряков стала отправной точкой дискуссии, предоставив информацию из своего личного опыта о том, что заставляет их чувствовать себя ценными и мотивированными в работе и какие шаги, по их мнению, компании могут предпринять для более эффективного удержания квалифицированного персонала. Предполагается, что состоявшиеся дискуссии заложат основу для дальнейших действий, в рамках которых специалисты из всех областей морского сектора предложат и обсудят потенциальные решения ряда ключевых проблем, провоцирующих кадровый кризис.
Вне сомнения, морской сектор всячески пытается устранить имеющиеся структурные и долгосрочные причины нехватки офицеров, однако, реальные тенденции и глобальные события придают кадровому кризису практически экзистенциальное измерение. Несмотря на то, что после пандемии COVID-19 отрасль в значительной степени вернулась к нормальной работе, пандемия оставила длинную и пагубную тень: многие моряки говорят, что они больше не готовы выдерживать столь длительную разлуку со своими близкими из-за невзгод вследствие кризиса смены экипажа.
Аналогичным образом, стремление к максимальной экономической эффективности снижает привлекательность мореплавания для многих людей, ибо сокращение численности экипажа увеличивает и без того большую рабочую нагрузку и уровень стресса. Ускорение темпов выполнения работ в портах укрепило долгосрочную тенденцию к значительному сокращению доступности схода на берег, лишив многих моряков возможности расслабиться и восстановить силы, что так важно для поддержания хорошего физического и психического здоровья во время длительных контрактов.
Понимание того, что означает достойный труд для сегодняшних моряков и как судоходные компании и агенты по круингу могут преодолеть разрыв между нынешними условиями труда и ожиданиями моряков, было также одной из основных тем. Хотя законные права моряков в соответствии с КТМС в последние годы укрепились, моряки часто сообщают в ISWAN, что на практике они чувствуют, что реальные условия труда, тем не менее, ухудшились.
Влияние технологий – как положительное, так и отрицательное – стало ещё одной ключевой темой на семинаре. Проблема в том, что в рамках усилий по достижению нулевого уровня выбросов углерода многим морякам следует переходить на альтернативные виды топлива и новые эксплуатационные системы темпами, которые в некоторых случаях опережают реализацию соответствующего законодательства по безопасности и инфраструктуру обучения. Что может сделать морская отрасль, дабы поддержать благосостояние моряков в условиях этих значительных потрясений и гарантировать, что насущная необходимость декарбонизации не станет дополнительным фактором, вынуждающим моряков покинуть этот сектор?
Однако необходимо учитывать и то, что технологическая эволюция может также содержать и некоторые рычаги для того, чтобы морской сектор мог заново как бы «изобрести» мореплавание и восстановить свою привлекательность в эпоху цифровых технологий. Например, улучшение связи на море радикально меняет морское судоходство, открывая новые горизонты в смысле сокращения физического расстояния с близкими людьми и предоставляя множество новых возможностей для поддержания здоровья, благополучия и постоянного профессионального развития моряков.
На следующий после семинара день прошла ежегодная Конференция для членских организаций. На ней в соответствии с повесткой были рассмотрены традиционные вопросы – утверждение протоколов предыдущей встречи, финансово-аудиторский отчёт, отчёт попечителей и руководителей отдельных программ. Затем многие из участников поделились своим конкретным опытом и высказали мысли и предложения, которые сочли полезными и своевременными.
Примечательно, что ряд делегатов отметили причины, по которым их организации посчитали необходимым присоединиться к ISWAN. Так, участник из Германии назвал возможность получения новостей «из первых рук» и участие в актуальных проектах, из Голландии – желаемую поддержку собственных важных инициатив, из Болгарии – оперативный обмен текущим опытом с коллегами, из Нигерии – необходимость организации постоянного обучения новым методам работы с моряками.
Представительница организации FNAAM (Франция) рассказала о практике работы национальных морских клубов, в которые часто приходят и моряки с военных кораблей. При этом моряки обсуждают самые разные вопросы и проблемы, а не только те, что связаны с пребыванием на судне.
Французский делегат отметила, что часть портовых сборов с судов по закону, принятому в 2018 г., целевым образом направляется на нужды СБОМ. Она же подчеркнула сильную зависимость этой работы от понимания со стороны судовладельцев и даже – от политической ситуации в мире, т.к. она может негативным образом влиять на отношения между членами экипажей.
Представительница из Финляндии напомнила о важности плотного сотрудничества всех заинтересованных сторон и организаций – морских клубов, портовых и муниципальных властей, ISWAN, христианских миссий, благотворительных фондов, судовладельцев, участия волонтёров.
Некоторые из участников говорили о менее значимых вещах, которые, на первый взгляд, пока не выглядят большими проблемами. Например, делегат из Испании рассказал о многих нелегальных мигрантах из Северной Африки, которые вполне контрабандным способом на небольших катерах и лодках добираются до европейских берегов (как правило – испанских или итальянских). Что с ними делать и кто должен ими заниматься – непонятно.
Поэтому они чаще всего находят приют в местных христианских миссиях.
Судовладелец из Греции говорил, что многие судоходные компании охотно проводят на своих судах различные опросы, помогающие выявлять наиболее важные для моряков проблемы.
А представитель из Индии довольно долго рассказывал о создании в портах страны упорядоченной сети для ведения антикоррупционной работы (к сожалению, не такой уж редкой в судоходной отрасли, что нашло отражение в деятельности специализированного агентства MACN – Maritime Anti-Corruption Network). Стоит подчеркнуть, что собираемая в сети информация передаётся портовым властям для принятия мер в отношении «запятнанных» судоходных компаний и конкретных судов.
В целом следует отметить вполне ясную картину реального понимания многими акторами нашей отрасли того, насколько необходимо прилагать усилия для улучшения условий труда и быта моряков – тех людей, без которых немыслимо безопасное и надёжное функционирование судоходства, важнейшей части мировой экономики. И если есть такое понимание, то и все предпринимаемые действия будут много эффективнее. Это – главный итог состоявшихся в Хельсинки мероприятий.

О мероприятиях ВКП

16 октября 2023 г. в московской штаб-квартире Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) состоялось совещание руководителей Международных отраслевых объединений профсоюзов с участием сотрудников Аппарата ВКП. Вел заседание и.о. генерального секретаря ВКП Анатолий Назейкин
Рассмотрен вопрос о сотрудничестве с Международной конфедерацией арабских профсоюзов (МКАП), с информацией по которому выступил президент ВКП Александр Корчагин. Он рассказал, что в конце сентября в Минске состоялась встреча с руководством МКАП, в ходе которой арабские коллеги обратились с предложением наладить контакты и взаимодействие между двумя региональными профсоюзными объединениями в сфере деятельности по защите интересов трудящихся, прав и свобод профсоюзов.
17 октября в смешанном очном и дистанционном режиме с использованием видео-конференц-связи состоялись заседания Исполкома и Совета ВКП, на которых председательствовал А. Корчагин. В соответствии с Уставом ВКП Исполком принял решение о созыве заседания Совета и утвердил проект его повестки.
На состоявшемся далее заседании Совета был рассмотрен ряд актуальных вопросов профсоюзного движения. Решено созвать (внеочередной) Х съезд ВКП 12 декабря 2023 г. в Москве в смешанном формате с использованием видео-конференц-связи.
На рассмотрение съезда вносится следующая повестка дня:

  • О совершенствовании работы ВКП в современных условиях.
  • Отчет Контрольно-ревизионной комиссии ВКП за период с 1 января 2022 г. по 30 сентября 2023 г.
  • О внесении изменений в Устав ВКП.
  • Об избрании генерального секретаря ВКП.
  • Об избрании вице-президента ВКП.
  • Об избрании члена Контрольно-ревизионной комиссии ВКП.
  • Об избрании членов Совета ВКП.
    Совет утвердил норму представительства членских организаций на Х (внеочередном) Съезде ВКП. Образована Рабочая группа по внесению изменений в Устав ВКП, которую возглавит Геннадий Косолапов, вице-президент ВКП, генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников.
    По докладу А. Корчагина Совет рассмотрел вопрос о взаимодействии и сотрудничестве ВКП и МКАП.
    Приняв информацию к сведению, Совет поручил А. Корчагину совместно с и.о. генерального секретаря ВКП А. Назейкиным подготовить проекты Соглашения и иных документов о сотрудничестве ВКП и МКАП.
    7 ноября в Ташкенте, столице Узбекистана, состоялось выездное заседание Исполкома ВКП. В его работе по видеосвязи приняли также участие некоторые члены Исполкома или их полномочные представители, которые не смогли прибыть лично. Заседание открыл вступительным словом и вёл президент ВКП А. Корчагин, он с благодарностью отметил большую организаторскую работу, проведённую руководителями и сотрудниками республиканского профцентра по подготовке заседания.
    К членам Исполкома из штаб-квартиры ВКП обратился участвовавший в заседании в режиме онлайн А. Назейкин.
    Был представлен доклад ВКП и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов «О пенсионном обеспечении граждан в странах региона», с ним выступил заместитель генсека ВКП Валерий Юрьев.

Внеочередной съезд ВКП состоялся

В московской гостинице «Президент-Отель» 12 декабря 2023 г. прошёл X (внеочередной) съезд Всеобщей конфедерации профсоюзов ВКП). Открыл съезд вступительным словом и вёл президент ВКП Александр Корчагин.
Съезд утвердил следующую повестку:

  • О работе ВКП в современных условиях: солидарный ответ на новые вызовы.
  • Отчёт Контрольно-ревизионной комиссии ВКП за период с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г.
  • Об избрании генерального секретаря ВКП.
  • Об избрании вице-президента ВКП.
  • Об изменении состава Контрольно-ревизионной комиссии ВКП.
  • Об изменении состава Совета ВКП.
    По вопросу «О работе ВКП в современных условиях: солидарный ответ на новые вызовы» делегатам съезда был роздан текст доклада, утвержденный Советом ВКП накануне форума. С кратким изложением основных тезисов доклада выступила заместитель генерального секретаря ВКП Наталья Подшибякина.
    В докладе сделан основной акцент на организационных вопросах, формах и методах работы, внутреннем устройстве ВКП. В этом контексте важно определиться с будущим обликом организации, ее строением, формами и методами работы.
    «Время идет вперёд и мир становится другим. Возможно, мы должны задуматься о расширении географии, выходе за рамки региона СНГ, обратить более пристальный взгляд на окружение, в первую очередь ближайшее, а также государства антиколониального выбора», – подчеркнула Н. Подшибякина
    В принятом по итогам обсуждения постановлении съезд одобрил работу ВКП в современных условиях. Членским организациям рекомендовано продолжить работу по выполнению «Основных направлений деятельности ВКП на 2022–2027 гг.» с учётом новых вызовов. Предложения и рекомендации делегатов будут обобщены и приняты меры по их реализации.
    С отчётом Контрольно-ревизионной комиссии ВКП за период с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г. выступил председатель комиссии Александр Шуриков. Представленный доклад был утверждён.
    Рассмотрен вопрос «Об избрании Генерального секретаря ВКП». В соответствии с Уставом ВКП членскими организациями ВКП было на этот пост выдвинуто две кандидатуры: заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России Виктора Пинского и председателя Международного объединения профсоюзов работников связи Анатолия Назейкина. В письменном обращении к делегатам съезда А. Назейкин поблагодарил выдвинувшие его организации, но взял самоотвод и призвал отдать голоса за В. Пинского.
    По результатам голосования В. Пинский был единогласно избран генеральным секретарем ВКП.
    Съезд принял решение избрать вице-президентом ВКП Михаила Орду.
    Рассмотрен вопрос «Об изменении состава Контрольно-ревизионной комиссии ВКП». Численный состав Комиссии определён в количестве 7 человек. На своём заседании Комиссия избрала председателем Валентину Кабанову, председателя Московского областного объединения организаций профсоюзов.
    По предложению членских организаций Съезд внёс также изменения в состав Совета ВКП.

Профсоюзный форум БРИКС: очередная встреча

«Сотрудничество в рамках Профсоюзного форума БРИКС ради справедливого и инклюзивного развития для всех народов мира – Продвигаем социальную справедливость, мир и достоинство вместе!», — под таким девизом в Дурбане под председательством четырёх национальных профцентров ЮАР прошел XII Профсоюзный форум БРИКС.
В Форуме приняли участие представители ведущих профцентров всех стран-участниц БРИКС, делегацию российских профсоюзов возглавил председатель ФНПР Михаил Шмаков.
На открытии Форума выступил министр занятости и труда ЮАР Тембелани Нкеси, который отметил, что экономическое развитие и достижение параметров Достойного труда немыслимо без конструктивного взаимодействия правительства, профсоюзов и работодателей по повышению производительности и улучшению условий труда.
С посланиями солидарности выступили почётные гости — Президент Всемирной федерации профсоюзов (ВФП) Майкл Маквайба и новый генеральный секретарь МКП Люк Триангл, впервые принявшие участие в мероприятиях Форума.
В соответствии со сложившейся практикой каждая делегация представила национальный доклад за период после предыдущего Форума. Доклады касались положения на рынке труда стран БРИКС, а также отражали мнение профсоюзов по теме «Современная структура мировой экономики и то, как она усугубляет неравенство, неразвитость и нестабильность», которую профсоюзы ЮАР выбрали для дискуссии в ходе стартовой сессии.

Люк Триангл – новый генсек МКП

Люк Триангл утверждён на посту генерального секретаря Международной конфедерации профсоюзов (МКП) на 6-м внеочередном Всемирном конгрессе, состоявшемся 12 октября 2023 г. в Брюсселе в онлайн-формате под председательством президента МКП Акико Гоно.
Как единственный кандидат, выдвинутый на эту должность, он был избран путём одобрения. С мая 2023 г. он занимал должность исполняющего обязанности генерального секретаря МКП.
«Для меня большая честь и удовлетворение получить доверие со стороны членских организаций МКП, и я с нетерпением жду возможности возглавить организацию в ближайшие годы.
Никогда в истории не было более важно иметь сильную, единую, представительную и глобальную организацию трудящихся мира. Вооруженные конфликты существуют во многих регионах, демократия и права находятся под угрозой, экономическое неравенство оставляет сотни миллионов людей без средств к существованию, а взаимосвязанные проблемы, включая изменение климата, требуют согласованных действий с людьми, находящимися в самом центре решения.
Осуществление Нового общественного договора для достижения справедливого, равноправного и устойчивого мира будет оставаться основной миссией МКП», – заявил Л. Триангл.

А. Корчагин направил поздравление Л. Трианглу

Президент ВКП Александр Корчагин направил новому генеральному секретарю МКП Люку Трианглу поздравительное послание в связи с его избранием на этот пост.
В письме говорится:
«Уважаемый брат Люк Триангл!
От имени Всеобщей конфедерации профсоюзов, объединяющей общенациональные и отраслевые профцентры региона Содружества Независимых Государств численностью около 30 миллионов членов, поздравляю Вас с избранием на высокий пост генерального секретаря Международной конфедерации профсоюзов.
Сегодня крайне важно иметь сильную и представительную глобальную организацию трудящихся мира, чтобы добиться осуществления на деле Нового общественного договора, защитить права и свободы профсоюзов, продвигать принципы достойного труда, внести вклад в обеспечение справедливого и устойчивого мира.
Уверен, что Ваш предшествующий опыт профсоюзного лидера высокого ранга позволит в полной мере оправдать доверие со стороны членских организаций МКП и выполнить возложенную на Вас миссию.
Выражаю готовность к конструктивному сотрудничеству и согласованным действиям для решения актуальных проблем гармонизации социально-трудовых отношений в интересах людей труда».

Моряки – герои судоходной отрасли

Генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Китак Лим, выступая 6 ноября на организованной в Лондоне компанией Tristar Maritime конференции «Безопасность на море-2023», назвал моряков «героями», которые играют жизненно важную роль в судоходной отрасли, которая, в свою очередь, является источником жизненной силы глобальной торговли.
Адресуя свои слова непосредственно морякам, он сказал: «Мы признаем, что без вашего практического вклада мы не смогли бы работать над декарбонизацией, внедрять новые технологии, проводить цифровизацию и автоматизацию или реализовывать другие меры для повышения эффективности, безопасности и защиты морских перевозок».
Китак Лим, которому осталось менее двух месяцев до того, как он уйдет с поста генерального секретаря IMO, призвал все заинтересованные стороны судоходной отрасли коллективно стремиться к самым высоким стандартам, чтобы к каждому моряку относились с максимальным уважением и признанием его достоинства.
Сам в прошлом моряк, Китак Лим занимает пост руководителя ИМО с января 2016 г. В своей речи на конференции он поделился также некоторыми мыслями о том, какой курс выберет судоходная отрасль в будущем: «По моему мнению, судоходная отрасль останется фундаментом, основой мировой торговли, при этом будет лидировать в сфере устойчивого развития и инноваций». Он призвал объединить усилия, чтобы построить более сильный, безопасный и способный успешно адаптироваться к переменам морской сектор, не забывая при этом об уважении к каждому моряку.

Действия профсоюзов: зарплата возвращена морякам

Солидарные действия морских профсоюзов со всего мира принесли труженикам флота выплаты на $118,5 млн: это – невыплаченная вовремя заработная плата в период с 2020-2022 гг.
Только в прошлом году членам экипажей было возвращено более $36 млн, моряки также сообщили в свои национальные профсоюзы о 2199 случаях нарушения контрактов. Наиболее распространенной причиной стала невыплата заработной платы. Что касается других цифр, то, например, в прошлом году силами морских профсоюзов было проверено 8667 судов по всему миру – 1878 из них стали ответом на сообщения членов экипажей о нарушениях их прав. Еще 3771 проверка состоялась в рамках регулярных визитов в порты с целью обеспечения на судах, зарегистрированных под «удобными флагами», тех же международных стандартов, что приняты на флоте под национальными флагами.

Труд моряков будет цениться ещё выше

Международный переговорный форум (IBF), площадка, на которой ведутся переговоры по крупнейшему в мире глобальному коллективному договору, в Берлине согласовал условия Рамочного договора IBF на 2024-2027 годы. Профсоюзы моряков и работодатели морской отрасли подписали четырёхлетнее соглашение, которое предусматривает значительное повышение заработной платы, а также десятки мер социальной защиты и улучшения условий труда для более чем 250 тыс. моряков, работающих на более чем 10 тыс. судов.
Моряков, на которых распространяется соглашение, ожидает повышение заработной платы на 6% в течение следующих двух лет (увеличение зарплаты и компенсаций на 4% с 1 января 2024 г. и повышение зарплаты и компенсаций на 2% с 1 января 2025 г.). Соглашение о зарплате на 2026–2027 гг. и статьи расходов будут согласованы в 2025 г.
Соглашение также включает ссылку на Конвенцию МОТ № 190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда с целью подтвердить совместное обязательство по обеспечению для всех моряков безопасных рабочих мест, без насилия, дискриминации и притеснений. Также стороны признали важность безопасных рабочих практик при креплении грузов.
Кроме того, была создана новая рабочая группа, которая сосредоточится на будущем морской профессии и других проблемах, стоящих перед отраслью, включая влияние новых технологий, внедрение альтернативных видов топлива и обеспечение справедливого перехода в процессе борьбы отрасли с климатическим кризисом. Рабочая группа также займётся вопросами, связанными с продолжительностью рабочего времени моряков, уровнем комплектования экипажей, утомляемостью и трудовым стажем.

Парижский MOU: опубликован отчёт за 2022 г.

Парижский меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Paris MOU) опубликовал отчёт, в котором отражены результаты 17 289 инспекций, проведённых в 2022 г. За этот период инспекторы государственного портового контроля (PSC) увеличили частоту проверок, вернув их число к уровню доковидного времени. Вместе с тем для сравнения полученных результатов использовали 2019-й, а не 2021 г.
Всего за год организация выдала всего 10 приказов об отказе в доступе в порт, что на 15 меньше аналогичного показателя в 2019-м. При этом процент задержаний, связанных с обнаружением недостатков, наоборот вырос до 4,18% (с 3,49%). В Paris MOU обратили внимание, что это самое высокое значение за десятилетие. В тройке наиболее частых нарушений — те, что касаются Международного кодекса по управлению безопасностью (4,8%), пожарной безопасности (2,9%) и трудового договора моряка (1,6%).
По сравнению с 2021 г. «серый список» уменьшился с 21 до 18 флагов, «чёрный» увеличился с 7 до 9, а «белый» лишился одного флага, и теперь состоит из 39 государств.
Напомним, что на протяжении многих лет миссией Paris MoU было искоренение субстандартного судоходства с помощью портового контроля. Цель инспекций — удостовериться, что суда соответствуют международным стандартам безопасности и природоохранным нормам, а для моряков созданы нормальные рабочие условия.
Отметим, летом 2022 г. было приостановлено членство России в Парижском меморандуме.

Инцидентов в море стало меньше

Европейское агентство морской безопасности (EMSA) опубликовало свой ежегодный обзор морских аварий и происшествий, в котором отмечается значительное сокращение количества морских инцидентов в 2022 г. Согласно статистике, в прошлом году было зафиксировано 2510 аварий и происшествий, что на 182 меньше, чем в 2021 г. и на 84 – по сравнению с 2020 г.
В докладе основное внимание уделяется морским авариям и инцидентам с участием судов под флагом государств ЕС, происходящим в их территориальных или внутренних водах. Данные для обзора взяты из Европейской информационной платформы о морских катастрофах (EMCIP).
После снижения общего объёма перевозок из-за пандемии COVID-19 он постепенно начал расти в 2021 г., а в прошлом – с возобновлением морских круизов и пассажирских паромных перевозок, достиг допандемийного уровня. Тем не менее, несмотря на рост, количество зарегистрированных аварий и происшествий в 2022 г. было на 5,1% ниже среднегодовых значений и ниже среднего показателя до пандемии. Более того, число серьезных инцидентов продолжило снижаться, а в 2022 г. сократилось значительно.
Так, за прошлый год произошла полная гибель шести судов, 524 суда получили повреждения, 180 оказались непригодны для дальнейшего плавания, 603 потребовалась помощь береговых служб, а 330 судам помощь буксиров, 17 были брошены.
Что касается географии морских аварий, то большая их часть происходила во внутренних водах ЕС, на втором месте – инциденты в территориальных и открытых морях. Наибольшее количество зарегистрировано в водах ЕС в Северной Атлантике и Средиземном море.
В докладе подчеркивается значительная роль человеческого фактора в авариях. Также отмечается, что значительная часть рекомендаций по безопасности, выданных по итогам расследований, касается процедур, относящихся непосредственно к судну.

Работать безопаснее и эффективнее!

В ходе недавнего вебинара, организованного обществом Britannia Club в середине ноября, эксперты обсудили факторы, которые могут оказывать влияние на психику моряков и, как следствие, на безопасность и эффективность их работы.
По словам одного из специалистов, помочь труженикам флота сохранить ментальное здоровье могут регулярные физические упражнения: нужно предоставить им оборудование для занятий.
Есть и другие объективные и полезные рекомендации. В частности, необходимо обеспечить моряков сбалансированным питанием: организм поддержат минимум пять фруктов или овощей в день, а также ограниченное потребление соли и сахара.
Кроме того, не стоит забывать о гигиене сна. Достаточно спать по семь-девять часов в сутки. Для правильного отдыха важны, в том числе, комфортная обстановка, отказ от больших порций еды, кофеина, никотина и алкоголя.
Эксперты также предлагают давать морякам по 10-20 минут в день на деятельность, направленную на снятие стресса. В это время они могут, например, заниматься медитацией или чтением.
Предотвратить проблемы можно и с помощью более активного социального взаимодействия: спортивные мероприятия или игры на борту — хороший источник положительных эмоций.
Следует подчеркнуть, что психическое здоровье напрямую влияет на работоспособность экипажа. Судовладельцы и сами моряки должны стремиться к созданию благоприятной среды на борту.

Возраст моряков влияет на их безопасность. Или не влияет?
Старение действующих моряков может привести к нескольким неприятным последствиям. Во-первых, к сокращению численности доступной морской рабочей силы по мере выхода на пенсию тех, кто занят сейчас. Во-вторых, к потенциальному росту рисков для безопасности. О результатах исследований, посвященных этим вопросам, сообщает портал Insurance Marine News.
Согласно данным правительства Великобритании, 53% британских моряков — люди от 40 лет до 61 года. При этом средний возраст рядового состава палубной команды немного выше: в указанном диапазоне находятся уже 64% лиц. В последнем отчёте Балтийского и международного морского совета (БИМКО) и Международной палаты судоходства (МПС) о состоянии рынка труда отмечено, что ситуация не ограничивается Великобританией. В их исследовании рассматривается корреляция между возрастным составом и национальностью моряков. Наибольшая доля офицеров от 21 года до 30 лет — индийцы, от 31 года до 40 лет — китайцы, большинство филиппинцев — старше 41 года, и почти четверть российских офицеров — старше 50 лет.
Внимание на себя обращает и другой важный аспект — безопасность. Работа на судне связана с постоянным движением и сопряжена с потерей равновесия, морской болезнью, нарушениями сна, падениями и спотыканием. Труженикам флота приходится ежедневно пользоваться лестницами, люками, иногда при экстремальных температурах. По данным Европейского комитета капитанов портов (European Harbour Masters’ Committee), моряки получают 95% травм из-за тросов и канатов, 60% из которых — во время швартовки. Однако нет чёткого мнения относительно того, влияет ли возраст на рост числа несчастных случаев. Некоторые исследования обнаружили эту взаимосвязь, другие — напротив. В 2014 г. британские специалисты проанализировали 66 смертельных случаев с 2003 по 2012 годы. Было установлено, что средний возраст погибших моряков — 40 лет. Между тем исследователи из Дании выявили, что более молодые (менее 30 лет) и более взрослые (старше 50 лет) моряки подвергаются повышенному риску получения травм. Отсутствие единого вывода по этому вопросу означает, что взаимосвязь между возрастом и частотой несчастных случаев на море зависит от множества факторов, поэтому необходимо и дальше наблюдать за ситуацией. В любом случае ясно, что работа на судне требует исключительной внимательности, ответственного отношения к делу, хорошей осведомлённости о возможных опасностях. Поэтому актуальные знания, полученные в ходе обучения и специальной подготовки, помогут уберечь от тяжелых травм моряков, вне зависимости от их возраста.

«Это может сэкономить миллионы долларов»
Как известно, тема Всемирного дня моря в этом году (отмеченного 28 сентября) — «MARPOL – 50 лет верным курсом». Стивен Джонс, основатель Индекса счастья моряков, так высказался о влиянии этой Международной конвенции IMO (О предотвращении загрязнения моря сбросами отходов с судов) на моряков:
«Замечательно, что MARPOL празднует такой серьёзный юбилей, и что его так высоко оценивают, что даже сделали темой Всемирного дня моря в 2023 году. Это действительно крайне важный инструмент для отрасли, и хотя воды Мирового Океана не так чисты, как хотелось бы, но, вероятно, они были бы ещё грязнее, если бы не правила и положения этой конвенции, которые устанавливают способы борьбы с загрязнением.
Тем не менее, и здесь есть свои подводные камни. Есть некоторые аспекты, которые с лёгкостью приносят моряков в жертву на алтарь конвенции. Например, если предполагаемое загрязнения моря с судна произошло в территориальных водах и портах США, то моряки могут оказаться без надлежащей поддержки или юридической помощи в ожидании судебных разбирательств в отношении вменяемых им нарушений.
Недавно я участвовал в дискуссии, на которой обсуждалось то, что нездоровая атмосфера в коллективе на борту может привести к конфликтам как между самими членами экипажа, так и между моряками и судовладельцами, что в конечном итоге может спровоцировать моряка совершить донос, обратившись на горячую линию Береговой охраны США.
Это большая проблема со многих точек зрения, не в последнюю очередь – финансовой. По итогам 100 дел, в отношении которых уже вынесено окончательное решение, общая сумма штрафов составила более $266 млн: от $128 тысяч до более впечатляющей суммы в $32 млн. США не стесняются сулить вознаграждение тем, кто поможет им поймать преступников, и не скупятся на это: размер их благодарности варьировался от $25 тысяч до $2 млн за дело.
Анализ показывает, что греческие судовладельцы были замешаны более чем в трети (36%) рассмотренных дел. На втором месте оказались судовладельцы из США – 9%. Следом за ними расположились операторы из Сингапура, Японии, Норвегии, Южной Кореи, Дании и Германии, все они стали фигурантами в примерно одинаковом количестве случаев загрязнения моря в США.
Учитывая огромные штрафы и высокий соблазн для моряков совершить донос, удивительно, что судовладельцы до сих пор не уделяют должного внимания взаимоотношениям между членами экипажа. Ведь именно моряки в итоге передают властям сведения, свидетельствующие о нарушении. Практически в каждом опросе «Индекса счастья» мы обнаруживаем, что атмосфера в коллективе и характер взаимодействия моряков между собой оказывают очень сильное влияние на их настроение и уровень их общей удовлетворённостью жизнью в море: что они делают в рейсе – получают опыт и преуспевают или ссорятся и конфликтуют.
Там, где моряки хорошо ладят между собой, уровень благополучия намного выше, а там, где он ниже, мы слышим рассказы о напряжённости, стрессах и проблемах. Трудно недооценить риск того, что последствия конфликтов могут перерасти в доносы. Снова и снова выясняется, что коренной причиной разногласий является пренебрежение заботой о благополучии моряков в рейсе и оставшиеся неразрешёнными жалобы и конфликты.
Странно, что многие судовладельцы считают моральный дух членов экипажа и их взаимоотношения между собой как нечто отдаленное от их деятельности, которое не имеет к ним никакого отношения.
Есть хорошая пословица: «Штопай дыру, пока невелика». Это значит, что не стоит пытаться сэкономить на мелочах, рискуя потерпеть большую неудачу, и, похоже, эта пословица очень уместна в данном контексте.
Итак, вывод для судовладельцев, операторов и менеджеров очевиден: сделайте все для того, чтобы ваши работники были довольны. Это не просто благое дело, но и перспективное вложение: небольшие инвестиции в моральный дух и взаимоотношения могут сэкономить миллионы долларов».

«Индекс счастья моряков»: устойчивое снижение

На фоне результатов последнего отчёта «Индекса счастья моряков» уровень благополучия тружеников флота вызывает обеспокоенность. Так, за третий квартал 2023 г. произошло общее падение индекса до 6,6 пункта из 10 возможных. Для сравнения, в предыдущем квартале этот показатель составил 6,77, а в первом –7,1. Результаты показали снижение удовлетворённости по большинству параметров, охваченных исследованием, включая заработную плату, рабочую нагрузку и доступность связи в рейсе, что в итоге привело к самому значительному падению уровня счастья. Единственными «светлыми пятнами» стали увольнение на берег, обучение и питание – по этим параметрам удовлетворённость моряков в третьем квартале хоть и незначительно, но повысилась.
Напомним, «Индекс счастья моряков» – это ежеквартальное исследование, которое проводит благотворительная организация моряков The Mission to Seafarers. Он составляется на основании ответов членов экипажей на 10 основных вопросов, касающихся условий труда и быта на борту.
Ответы, полученные от моряков в третьем квартале, вызвали озабоченность несоразмерностью заработной платы, особенно у членов комсостава. Также моряки рассказали о том, как ограниченный бюджет на продовольственное обеспечение и столовое обслуживание приводит к компромиссам в отношении здорового питания, и подчеркнули необходимость в улучшении продовольственного снабжения судов и квалифицированном персонале службы питания. Ещё у моряков есть претензии к оснащению и состоянию спортивных и тренажерных залов на борту.
Оценка уровня доступа к интернету и коммуникации получилась двоякой: с одной стороны, они рады возможности контактировать с близкими, но, с другой – признают, что это усиливает контроль с берега. Чтобы решить эту проблему, моряки предлагают разработать руководящие принципы в отношении использования технологий, которые бы способствовали здоровому балансу между работой и личной жизнью.
На первый план вновь вышел вопрос рабочей нагрузки. Судя по всему, это обусловлено растущим количеством нормативных требований и административных задач. Все больше моряков чувствуют, что могут не справиться с навалившимися на них обязанностями, что вызывает сильнейший стресс.
В выводах исследования говорится о том, что предрассудки и недопонимание препятствуют сплочённости членов экипажа. Существуют проблемы межкультурного взаимодействия, а также присутствуют гендерное неравенство и препятствия на пути к разнообразию и инклюзивности. Для решения этих проблем крайне важно усилить работу по поощрению открытого, доверительного общения и преодоления предрассудков.

Разумеется, были и позитивные ответы на вопросы. С большим воодушевлением респонденты говорили о преимуществах профессии моряка, таких как стабильный заработок и возможность путешествовать по миру.
Уже много раз подчеркивалось, что благополучие членов экипажей на борту имеет огромное значение по многим причинам. Если моряки испытывают стресс, избыточную рабочую нагрузку, не имеют возможности сойти на берег и отдохнуть от вахты, это крайне негативно скажется на их психологическом состоянии, приведёт к усталости и увеличит риск ошибок и возможных инцидентов. Поэтому государствам и судовладельцам стоит всерьёз воспринимать эти проблемы и обеспечить все возможности для полноценного отдыха, увольнения на берег и своевременной смены.

Жизнь многих моряков всё ещё полна проблем
Стрессы, пережитые во время пандемии коронавируса, ослабли, но жизнь многих тружеников флота остаётся тяжелой. Об этом сообщает Международная сеть социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN). В благотворительной организации подсчитали, что в 2022-23 гг. (с 1 апреля 2022 г. по 31 марта 2023 г.) оказали помощь 8 602 морякам и членам их семей 98 национальностей (в предыдущем году их было 90). Количество новых обращений на телефоны доверия, как отметили в ISWAN, увеличилось на 6%, по сравнению с прошлым годом. Одна из основных проблем, о которых рассказывали труженики флота, — финансовые трудности. Число звонков и сообщений, которые с этим связаны, увеличилось более чем в два раза, если сравнивать с 2021-22 гг. Кроме того, моряки сообщали о злоупотреблениях, издевательствах, домогательствах и дискриминации. Количество обращений по этим вопросам за новый отчётный период увеличилось на 13%. Женщины-моряки, сообщает ISWAN, в непропорционально большей степени страдают от этого. Среди других важных вопросов, которые волновали тружеников флота в 2022-23 гг., — стресс и тревога, наряду с влиянием на них работы в районах, затронутых войной или пиратскими нападениями.

Новое приложение с комплексным подходом
Платформа OneCare Solutions, созданная в 2022 г. в сфере здоровья и благополучия моряков, выпускает инновационное мобильное приложение. Это – цифровая платформа, открывающая доступ к множеству программ, направленных на поддержание физического и психического здоровья. Главным образом предлагается набор услуг для морской отрасли, включая обучение, медицинские консультации, телемедицину, консультации по питанию и поддержку психического здоровья моряков по всему миру. В дальнейшем в него будут интегрированы электронное обучение и тренинги для личностного роста. «Мы признаем, что здоровье и обучение – это две самые лучшие сферы для инвестиций в самого себя, полезные вложения в собственное благополучие, и мы создали продукт, который станет комплексным решением, способствующим развитию этого невероятного человеческого капитала», – говорит Маринос Коккинис, управляющий директор OneCare Solutions.
Мобильное приложение обеспечивает легкий доступ к ресурсам здравоохранения, касающимся психического и физического здоровья и социального благополучия, включая контент по таким темам, как депрессия, тревога, техника дыхания, здоровый образ жизни, выбор продуктов питания, диетология и физические упражнения. С помощью приложения можно принимать решения, основываясь на информации, содержащей рекомендации, сигналы о ранних признаках проявления проблем со здоровьем – физическим и психическим, а также способы улучшить самочувствие.
Помимо ресурсов по здравоохранению, в приложение вскоре будет интегрирован доступ к обучающим программам, в том числе к курсам от ведущего поставщика услуг электронного обучения для морской отрасли OneLearn Global (OLG).
«В сегодняшнем мире, развивающемся под воздействием технологий, приложения являются мощным инструментом, который мы используем, чтобы помочь людям улучшить свое благополучие во всех аспектах их жизни, – говорит М. Коккинис. – Имея опыт работы с морской отраслью, мы прекрасно понимаем, насколько важными могут быть приложения на персональных устройствах для тех, кто находится вдали от дома и семьи, потому что они помогают чувствовать себя на связи. Мы верим, что приложение OneCare Solutions действительно может изменить жизнь моряков к лучшему».
В частности, они могут записаться на беседу со специалистом или получить консультацию в чате, будь то экстренная помощь или просто регулярный осмотр.
Отметим, что в наш век развития цифровых технологий в отрасли создаётся множество приложений, среди которых есть действительно полезные продукты. Станет ли новое приложение настоящим помощником для моряков, покажет только время.

Моряков подготовят к будущим требованиям
Международная морская организация (IMO) и Фонд регистра Ллойда предоставят морякам возможность обучения в области декорабонизации. Так, образовательный проект подготовит экипажи к работе на судах с нулевым или почти нулевым уровнем выбросов парниковых газов в атмосферу.
Исследования, проведенные по заказу Целевой группы по справедливому морскому переходу, показали, что к середине 2030-х годов 800 тыс. тружеников флота может потребоваться дополнительная подготовка для управления судами на топливе с нулевым или почти нулевым уровнем выбросов. Поскольку моряки составляют основу судоходной отрасли, такое обучение имеет жизненно важное значение для обеспечения успешного и справедливого перехода к «зелёному» судоходству.
Напомним, стратегия IMO по сокращению выбросов парниковых газов с судов устанавливает ориентировочные контрольные сроки сокращения общих показателей по сравнению с уровнем 2008 года. Так, к 2030 году выбросы должны уменьшиться минимум на 20%, в лучшем случае – на 30%, а к 2040 году – на 70% или 80% соответственно.
Касательно образовательного проекта, в его основе лежит обеспечение безопасных условий труда для моряков, а также эффективные управление и эксплуатация будущими технологиями. Потребность в специальном обучении была определена IMO и социальными партнерами, поэтому IMO всесторонне пересматривает ключевой документ по подготовке моряков – Международную конвенцию о стандартах подготовки, дипломирования моряков и несения вахты (ПДНВ), при участии бизнеса и морских профсоюзов.
Проект будет осуществляться IMO и Секретариатом Целевой группы по справедливому морскому переходу, а регистр Ллойда разработает систему обучения моряков и офицеров, а также руководство для морских учебных заведений.
После разработки базовую программу подготовки моряков по декарбонизации опробуют в Азии в рамках программы под руководством Всемирного морского университета (WMU) при поддержке Центра сотрудничества морских технологий IMO в Азии и других партнёров. Учебные материалы будут разработаны для всех моряков. Цель состоит в том, чтобы затем расширить тестирование пакета по всему миру.
Важно, что учебный пакет будет доступен государствам-членам IMO для потенциального использования институтами морского образования, в том числе для разработки собственных программ в случае необходимости.

Судовые регистры встают у руля
Судоходная отрасль находится в переходном периоде, когда постоянно появляются новые нормы и правила, давят экологическая повестка и геополитические проблемы – всё это не даёт покоя судовым регистрам, а также классификационным обществам. Пандемия повлияла на бизнес, увеличив объёмы грузоперевозок и спрос на контейнеровозы. Военные конфликты и введение санкций оказали влияние на использование балкеров, танкеров и газовозов. Всё это происходит потому, что судовладельцам и операторам приходится сталкиваться с растущими финансовым давлением и нехваткой квалифицированных моряков. В ответ на это, судовые реестры переосмысливают свою роль и методы работы с судовладельцами. Несмотря на растущий груз проблем, связанный с тем, что большое количество теневых операторов пытаются обойти правила, государства флага, как и классификационные общества, становятся все больше похожими на советников для отрасли. Кроме того, им тоже пришлось внедрять новые технологии, чтобы не отставать от цифровизации.
Санкции и смена флагов
Ужесточение санкций за последние два года принесло много «головной боли» регистрам. И флаги, и классификационные общества ответили на это увеличением количества судов и операторов, которых они исключили из своих рядов, или действие регистрации которых приостановили. Все флаги также сообщают, что они активизировали веттинг-инспекции, чтобы остановить тенденцию «перепрыгивания» с одного флага на другой и другие мошеннические действия операторов.
Рост числа задержаний
Финансовые проблемы, возникающие в результате изменения рынков и цепочек поставок, ещё больше усиливают давление на операторов судов. Флаги считают, что это привело к увеличению числа брошенных судов и экипажей и небрежному соблюдению некоторыми операторами КТМС, правил технического обслуживания судов и техники безопасности. Парижский меморандум о взаимопонимании, один из крупнейших органов государственного портового контроля, сообщает, что в 2022 г. количество задержаний достигло самого высокого уровня за 10 лет. Проблемы с техническим состоянием судов и рост числа задержаний привели к тому, что некоторые флаги переместились из белого списка в серый.
Защита окружающей среды
Либерийский международный реестр судов и корпораций (LISCR), который управляет флагом страны, называет декарбонизацию и ужесточение экологических норм «вероятно, самыми острыми вопросами» для судоходной отрасли.
Индикатор углеродоёмкости (CII) и Индекс энергоэффективности существующих судов (EEXI) введены в действие и, как ожидается, будут иметь значительные финансовые последствия для операторов. Кроме того, Комитет Международной морской организации (IMO) по защите морской среды недавно принял решение о резком ускорении темпов декарбонизации отрасли.
Однако правила IMO не лишены противоречий, и флаги играют активную посредническую роль между судовладельцами и морским регулятором, представляя в организацию доклады о проблемах, с которыми сталкиваются их клиенты.
Новые технологии
Пандемия COVID-19 и новые экологические нормативы активизировали усилия по внедрению новых методов административного управления, и например, снижению зависимости от бумажных документов. Например, Панама пересматривает свою модель ведения бизнеса и работает с законодателями над модернизацией и оптимизацией управления флагом. Причём большую часть этих усилий составляет внедрение новых технологий.

На страже вод Аденского залива
Операция по борьбе с пиратством у побережья Сомали – Atalanta — отмечает юбилей: кампании исполняется 15 лет.
Так, с декабря 2008 г. военные корабли совершили успешную проводку 2000 торговых судов, доставивших 3,2 млн тонн гуманитарной помощи в рамках Всемирной продовольственной программы (WFP) для Сомали, и осуществляли захват и передачу подозреваемых пиратов в соответствующие органы для преследования.
Патрулирование Аденского залива внесло весомый вклад в сдерживание пиратских атак: в предотвращение и пресечение нападений на торговые суда и захват заложников. Ведь ещё каких-то 10-12 лет назад воды Сомали считались самыми опасными в мире для судоходства. Не было ни дня, чтобы пираты не предприняли попытку напасть на торговое судно, и многие из них, к большому сожалению, им удавались.
Например, можно вспомнить драматичные события на судне Beluga Nomination. В январе 2011 г. пираты захватили 12 человек: россиян, украинцев, филиппинцев и поляков. Петербуржец Владимир Исайкин погиб в ходе неудачной попытки освобождения судна, предпринятой силами береговой охраны Сейшельских островов.
Фактически, после трагедии на Beluga Nomination ситуация начала меняться. Помимо военно-морских сил ЕС, к охране и защите Аденского залива подключились и другие страны. И хотя количество нападений за эти годы свелось практически к нулю, по-прежнему признаётся тот факт, что условия, которые позволяли пиратству процветать долгие годы, не устранены. Именно по этой причине мандат операции Atalanta регулярно продлевается.

Новые спутники обнаружат суда в любой точке мира

Ракета Falcon 9 компании SpaceX вывела на орбиту спутники BRO-10 и BRO-11, предназначенные для определения геолокации судов. Об этом сообщает издание Riviera Maritime Media.
Запуск состоялся 11 ноября 2023 г. с американской военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии. Объекты пополнили группировку компании Unseenlabs (крупный разработчик в области радиочастотных данных) из 11 спутников.
Аппараты предназначены для наблюдения за ситуацией на море с помощью технологии, которая позволяет обнаруживать присутствие в любой точке мира судна, осуществляющего законную или незаконную деятельность.
Заметим, что, подобные инновации способны уменьшить число преступлений, совершаемых на море. А это, в свою очередь, может сделать работу тружеников флота менее опасной и более привлекательной.

Самое мощное парусное грузовое судно
Сингапурский перевозчик навалочных грузов Berge Bulk модернизировал свой балкер Berge Olympus дедвейтом 210 тыс. тонн, оснастив четырьмя жёсткими парусами BARTech WindWings. В компании отмечают, что это самое мощное в мире парусное грузовое судно.
Система жёстких парусов позволит сэкономить шесть тонн топлива в день и сократить выбросы СО2 почти на 20%. «Благодаря такой экономии Berge Bulk рассматривает вариант оборудования такой парусной системы на большинстве своих судов, задействованных на маршрутах с благоприятными ветровыми условиями», – отмечают в компании.
Каждый парус имеет ширину 20 м, а высоту – 37,5 м, что эквивалентно высоте 10-этажного здания. Общая площадь парусов составляет 3 тыс. кв. м, что в три раза превышает площадь крыльев самолета А380.
Это не первый опыт Berge Bulk в оснащении своих судов парусами. Так, в прошлом году компания подписала контракт с Anemoi Marine Technologies на оснащение двух своих балкеров складными роторными парусами.
Также отмечается, что благодаря таким инновациям с 2008 г. по настоящее время удалось сократить выбросы СО2 на 46% на тонно-милю и уже превзойти цель IMO на 2030 г. по сокращению интенсивности выбросов углекислого газа.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *