Северо-западная профсоюзная организация плавсостава

Cоциально – трудовые права и интересы
Профессиональный союз

Коллективные соглашения

октябрь 2023

МОСКВА. 16 октября в штаб-квартире Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) состоялось совещание руководителей Международных отраслевых объединений профсоюзов с участием сотрудников Аппарата ВКП. Вел заседание и.о. генерального секретаря ВКП Анатолий Назейкин. Рассмотрен вопрос о сотрудничестве с Международной конфедерацией арабских профсоюзов (МКАП), с информацией по которому выступил президент ВКП Александр Корчагин. Он рассказал, что в конце сентября в Минске состоялась встреча с руководством МКАП, в ходе которой арабские коллеги обратились с предложением наладить контакты и взаимодействие между двумя региональными профсоюзными объединениями в сфере деятельности по защите интересов трудящихся, прав и свобод профсоюзов. С информацией о подготовке к Первому Международному фестивалю художественного творчества народов Евразии «За мир и дружбу» (6–10 ноября 2023 г. в Ташкенте) выступил руководитель Департамента ВКП по гуманитарному сотрудничеству Сергей Морозов. Проведение фестиваля вызвало живой отклик профсоюзов стран региона, и заявки продолжают поступать. Сформирована программа пребывания делегаций, решены организационные вопросы. Коллеги из Узбекистана прилагают максимум усилий, чтобы сделать творческую встречу настоящим праздником.


БРЮССЕЛЬ. Люк Триангл утверждён на посту генерального секретаря Международной конфедерации профсоюзов (МКП) на 6-м внеочередном Всемирном конгрессе, состоявшемся в онлайн-формате 12 октября под председательством президента МКП Акико Гоно. Как единственный кандидат, выдвинутый на эту должность, он был избран путём одобрения. С мая 2023 г. он занимал должность исполняющего обязанности генерального секретаря МКП.  «Для меня большая честь и удовлетворение получить доверие со стороны членских организаций МКП, и я с нетерпением жду возможности возглавить организацию в ближайшие годы. Никогда в истории не было более важно иметь сильную, единую, представительную и глобальную организацию трудящихся мира. Вооруженные конфликты существуют во многих регионах, демократия и права находятся под угрозой, экономическое неравенство оставляет сотни миллионов людей без средств к существованию, а взаимосвязанные проблемы, включая изменение климата, требуют согласованных действий с людьми, находящимися в самом центре решения. Осуществление Нового общественного договора для достижения справедливого, равноправного и устойчивого мира будет оставаться основной миссией МКП», – заявил Л. Триангл.

ПАРИЖ. Парижский меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Paris MOU) опубликовал отчёт, в котором отражены результаты 17 289 инспекций, проведённых в 2022 г. За этот период инспекторы государственного портового контроля (PSC) увеличили частоту проверок, вернув их число к уровню доковидного времени. Вместе с тем для сравнения полученных результатов использовали 2019-й, а не 2021 г. Всего за год организация выдала всего 10 приказов об отказе в доступе в порт, что на 15 меньше аналогичного показателя в 2019-м. При этом процент задержаний, связанных с обнаружением недостатков, наоборот вырос до 4,18% (с 3,49%). В Paris MOU обратили внимание, что это самое высокое значение за десятилетие. В тройке наиболее частых нарушений — те, что касаются Международного кодекса по управлению безопасностью (4,8%), пожарной безопасности (2,9%) и трудового договора моряка (1,6%). По сравнению с 2021 г. «серый список» уменьшился с 21 до 18 флагов, «чёрный» увеличился с 7 до 9, а «белый» лишился одного флага, и теперь состоит из 39 государств. Поясним, что на протяжении многих лет миссией Paris MoU было искоренение субстандартного судоходства с помощью системы государственного портового контроля. Цель инспекций — удостовериться, что суда соответствуют международным стандартам безопасности и природоохранным нормам, а для моряков созданы нормальные рабочие условия. Напомним, летом 2022 г. было приостановлено членство России в Парижском меморандуме.


ДУРБАН. «Сотрудничество в рамках Профсоюзного форума БРИКС ради справедливого и инклюзивного развития для всех народов мира – Продвигаем социальную справедливость, мир и достоинство вместе!», — под таким девизом здесь под председательством четырёх национальных профцентров ЮАР прошел XII Профсоюзный форум БРИКС.  В Форуме приняли участие представители ведущих профцентров всех стран-участниц БРИКС, делегацию российских профсоюзов возглавил председатель ФНПР Михаил Шмаков. На открытии Форума выступил министр занятости и труда ЮАР Тембелани Нкеси, который отметил, что экономическое развитие и достижение параметров Достойного труда немыслимо без конструктивного взаимодействия правительства, профсоюзов и работодателей по повышению производительности и улучшению условий труда. С посланиями солидарности выступили почётные гости — Президент Всемирной федерации профсоюзов (ВФП) Майкл Маквайба и новый генеральный секретарь МКП Люк Триангл, впервые принявшие участие в мероприятиях Форума. В соответствии со сложившейся практикой каждая делегация представила национальный доклад за период после предыдущего Форума. Доклады касались положения на рынке труда стран БРИКС, а также отражали мнение профсоюзов по теме «Современная структура мировой экономики и то, как она усугубляет неравенство, неразвитость и нестабильность», которую профсоюзы ЮАР выбрали для дискуссии в ходе стартовой сессии.


ЛОНДОН. Солидарные действия морских профсоюзов со всего мира принесли
труженикам флота выплаты на $118,5 млн: это – невыплаченная вовремя заработная плата в период с 2020-2022 гг. Только в прошлом году членам экипажей было возвращено более $36 млн, моряки также сообщили в свои национальные профсоюзы о 2199 случаях нарушения контрактов. Наиболее распространенной причиной стала невыплата заработной платы. Что касается
других цифр, то, например, в прошлом году силами морских профсоюзов было проверено 8667 судов по всему миру – 1878 из них стали ответом на сообщения членов экипажей о нарушениях их прав. Еще 3771 проверка состоялась в рамках регулярных визитов в порты с целью обеспечения на судах, зарегистрированных под «удобными флагами», тех же международных стандартов, что приняты на флоте под национальными флагами.


БЕРЛИН. Международный переговорный форум (IBF), площадка, на которой ведутся переговоры по крупнейшему в мире глобальному коллективному договору, в столице Германии согласовал условия Рамочного договора  IBF на 2024-2027 годы. Профсоюзы моряков и работодатели  морской отрасли подписали четырёхлетнее соглашение, которое предусматривает значительное повышение заработной платы, а также десятки мер социальной защиты и улучшения условий труда для более чем  250 тыс. моряков, работающих на более чем 10 тыс. судов. Моряков, на которых распространяется соглашение, ожидает повышение заработной платы на 6% в течение следующих двух лет (увеличение заработной платы и компенсаций на 4% с 1 января 2024 г. и повышение заработной платы и компенсаций на 2% с 1 января 2025 г.). Соглашение о зарплате на 2026–2027 гг. и статьи расходов будут согласованы в 2025 г. Соглашение также включает ссылку на Конвенцию МОТ № 190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда с целью подтвердить  совместное обязательство по обеспечению для всех моряков безопасных рабочих мест, свободных от насилия, дискриминации и притеснений. Также стороны  признали  важность безопасных рабочих практик при креплении грузов. Кроме того, была создана новая рабочая группа, которая cосредоточится на будущем морской профессии и других серьёзных проблемах, стоящих перед отраслью, включая влияние новых технологий, внедрение альтернативных видов топлива и обеспечение справедливого перехода в процессе борьбы отрасли с климатическим кризисом.  Рабочая
группа также займётся вопросами, связанными с продолжительностью рабочего времени моряков, уровнем комплектования экипажей,  утомляемостью и трудовым стажем.


МОСКВА. Перевозка пассажиров беспилотным водным транспортом невозможна – это следует из федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные правовые акты РФ, касающиеся водного транспорта. Изменения вступят в силу уже с 1 марта следующего года. «Перевозка пассажиров полностью автономными судами не допускается», – говорится в документе. В Минтрансе РФ пояснили, что данная мера связана с обеспечением безопасности пассажиров, при этом норма не коснется существующих судов с экипажем. «В соответствии с законом 294-ФЗ под полностью автономным понимается судно, на котором отсутствует экипаж, и которое управляется дистанционно из берегового центра управления автономными судами внешним экипажем. Поскольку экипажа на таком судне
нет, то и нахождение пассажиров на нем небезопасно. Данная норма не касается существующих судов с экипажами», – подчеркнули в ведомстве.
В Российском морском регистре судоходства сообщили также, что с 1 января 2028 г. в силу также вступает обязательный Международный кодекс IMO по безопасности морских автономных надводных судов (МАНС). «Ожидается, что к этому моменту национальная нормативно-правовая база Российской Федерации и нормативно-технические документы регистра уже будут включать все соответствующие требования, регламентирующие вопросы постройки и эксплуатации МАНС», – добавили в классификационном обществе. Отметим, что в некоторых странах, например, в Норвегии тестируются автономные паромы для перевозки пассажиров, однако в присутствии экипажа на борту. По сути, пока что автономные суда, в том числе морские, могут ходить либо на небольшие расстояния и рядом с берегом, либо с экипажем на борту, который может в любой момент взять управление на себя. К тому же, чтобы полноценно эксплуатировать беспилотники, нужны самые разные и непростые изменения — от законодательных до переоборудования причалов.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *