Список государств «удобного флага»
- Антигуа и Барбуда Antigua and Barbuda (ABB)*
- Багамские островаBahamas (BAH)
- Барбадос Barbados (BBD)
- Белиз Belize (BZE)
- Бермудские острова
- Bermuda (UK) (BER)
- Боливия Bolivia (BOL)
- Бирма Burma (MYA)
- Камбоджа Cambodia (CMB)
- Каймановы острова Cayman Islands (CAY)
- Коморские острова Comoros
- Кипр Cyprus (CYP)
- Экваториальная Гвинея Equatorial Guinea (GNQ)
- Французский международный регистр French International Ship Register FIS) (RIF)
- Международный судовой регистр Германии German International Ship Register (GIS) (GFI)
- Гибралтар (Великобритания) Gibraltar (UK) (GIB)
- Грузия Georgia (GRG)
- Международный регистр Фарерских островов Faroe Islands National & International Ship Register (FAS)
- Гондурас Honduras (HON)
- Ямайка Jamaica
- Ливан Lebanon (LEB)
- Либерия Liberia (LIB)
- Мальта Malta (MTA)
- Маршалловы острова (США) Marshall Islands (USA) (MAI)
- Маврикий Mauritius (MTS)
- Монголия Mongolia
- Молдова Moldova (MD)
- Антильские острова (Нидерланды) Netherlands Antilles (NEA)
- Северная Корея North Korea
- Панама Panama (PAN)
- Сан-Томе и Принсипи Sao Tome and Príncipe (STP)
- Сент-Винсент и Гренадины St Vincent & Grenadines (SVC)
- Шри-Ланка Sri Lanka (SRI)
- Тонго Tonga
- Вануату Vanuatu (VAN)
Советы по подписанию контракта на работу в море.
Лучшую гарантию нормальных условий найма на работу в море дает только подписание контракта, основанного на одобренном коллективном договоре. Если подписать договор не удается, то проверьте контракт по следующим пунктам. Не приступайте к работе на судне без письменного контракта.
Никогда не подписывайте незаполненный контракт или контракт, обязывающий вас подчиняться условиям, которые не конкретизированы или не понятны вам.
Проверьте, есть ли в контракте, который вы собираетесь подписать, ссылки на коллективный трудовой договор. Если есть, удостоверьтесь в том, что вам известны положения коллективного договора.
Поверьте, четко ли оговорен срок действия контракта.
Не подписывайте контракт, в котором предусматривается возможность изменения срока его действия судовладельцем в одностороннем порядке. Любые изменения должны производиться по обоюдному согласию сторон.
Непременно проверьте наличие в контракте четкого указания основной ставки заработной платы и продолжительности рабочего времени. Но нормам Международной организации труда основное рабочее время не должно превышать 48 часов в неделю (208 часов в месяц).
Удостоверьтесь, что в контракте четко оговорен порядок и ставка оплаты сверхурочного времени. Может быть оговорена фиксированная ставка оплаты фактически отработанного времени сверх основного. Может быть фиксирована ежемесячная сумма доплаты за гарантированный объем переработки, и тогда должна быть указана ставка оплаты часов сверх договорного объема сверхурочных. По нормам МОТ сверхурочные часы должны оплачиваться по коэффициенту не ниже 1,25 к основной часовой ставке.
Убедитесь в том, что в контракте четко сказано, сколько дней оплачиваемого отпуска вы получите за каждый отработанный месяц и по какой. По нормам МОТ оплачиваемый отпуск должен быть не менее 30 дней за год (или 2,5 дня отпуска за каждый календарный месяц).
Не подписывайте контракт, в котором предусматривается право судовладельца задерживать сроки оплаты или производить удержания из заработной платы в течение срока действия контракта. В конце каждого месяца вы должны получать заработную плату в полном объеме.
Не подписывайте контракт, в котором содержаться положения, предусматривающие вашу ответственность за оплату любой части затрат по прибытию на судно или по репатриации.
Не подписывайте контракт, в котором содержаться положения, ограничивающие ваши права быть членом профсоюза, общаться, консультироваться или поручать представление своих интересов любому профсоюзу по своему выбору. Помните, что индивидуальный контракт не всегда содержит конкретные указания на дополнительные льготы. Поэтому, постарайтесь получить подтверждение (желательно в виде письменного соглашения) размера компенсации, выплачиваемой в случае:
болезни или травмы в течение срока действия контракта;
смерти (сумма, выплачиваемая ближайшему родственнику);
гибели судна;
утраты личного имущества при кораблекрушении;
досрочного прекращения действия контракта.
Сохраните свой экземпляр контракта.
Помните, какими бы ни были положения и условия – добровольно заключенный вами контракт будет признан юридически обязывающим документом в суде большинства государств.
Требования к российским круинговым компаниям
В конце 90-х годов Службой Росморфлот Министерства транспорта РФ (ныне Федеральное агентство морского и речного транспорта) был проведен анализ многочисленных жалоб и обращений моряков, работающих на судах под иностранным флагом, в отношении нарушения работодателями и их представителями социальных и трудовых прав российских моряков. В результате Росморфлот потребовал создания руководящих документов, регламентирующих деятельность компаний по найму. Проверка, проведенная Рострудинспекцией Министерства труда РФ, показала, что деятельность многих компаний по найму и трудоустройству идет в разрез с требованиями международных конвенций, стандартов и национальных правовых актов. Недобросовестные наниматели бросали моряков на произвол судьбы не только в российских, но и в иностранных портах. Необходимо было государственное регулирование деятельности компаний по найму. Это выразилось в создании Минтрансом РФ Автономной некоммерческой организации «Центр координации и сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом» (АНО «ЦКС)» г. Москва, тел. (095) 926 1382.
В 1998 году Министерство транспорта РФ зарегистрировало в Государственном реестре России Cистему добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом и знак соответствия системысвидетельство Госстандарта России за номером РОСС RU.0001.03ЭБ00 от 14.04.1998).
В развитии упомянутого стандарта Минтранс РФ утвердил документ под названием «Требования к услугам по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом (РД-31.9.01-98)» в котором определены критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям, а также установлены стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков. Документ направлен на обеспечение социальной защиты, здоровья и самой жизни российских граждан, работающих на судах под иностранным флагом.
В 1999 году Министерство транспорта РФ утверждает новый документ «Перечень (Свод) «Основных требований международных конвенций, стандартов и национальных нормативных правовых актов к услугам по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом“ (РД 31.9.01-99)», на основании которого в настоящее время Автономная некоммерческая организация «Центр координации и сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом» (АНО «ЦКС») производит добровольную сертификацию компаний по найму и трудоустройству моряков.
Деятельность круинговых компаний находится под контролем АНО «ЦКС», которая по представлению профсоюза, на основании имеющихся нарушений, может приостановить действие сертификата соответствия или аннулировать его. Так пунктом 9.2. «Требований» предусмотрено, что для выполнения условия качества предоставляемых круинговыми компаниями услуг, необходимо наличие у такой компании заключенного соглашения с общероссийским профсоюзом, представляющим интересы моряков, об урегулировании условий и оплаты труда на судах под иностранным флагом на условиях коллективного договора, одобренного Международной федерацией транcпортников (ITF).
Также, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность связанную с трудоустройством российских граждан за пределами Российской Федерации, должны иметь соответствующие лицензии, которые выдаются Федеральной миграционной службой МВД России сроком на 5 лет. Лицензионные требования и условия такой деятельности регламентируются Положением «О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации” утвержденное Постановлением Правительства РФ № 424 от 14.06.2002.