Обязательный доступ в интернет: каковы риски?
Как известно, в июне Международная конференция труда одобрила ряд поправок к КТМС, и согласно одной из них члены экипажей получили право на обязательный доступ в интернет во время рейса. Как это будет выглядеть на практике, станет понятно со временем: во-первых, судовладельцы не обязаны предоставлять связь бесплатно, во-вторых, зона покрытия будет варьироваться от местонахождения судна. В чем нет никаких сомнений, считает эксперт Николя Фурже из компании Marlink, так это в том, что теперь, когда моряки могут (по крайней мере теоретически) требовать доступ к сети с личных устройств и судового оборудования в рейсе, судовладельцам придется увеличить инвестиции в кибербезопасность флота. Другими словами, необходимо учитывать киберугрозы, связанные с доступом к мировой паутине.
Примечательно, что увеличение доступа и трафика через спутники должно произойти на фоне участившихся предупреждений о том, что хакеры могут атаковать морской сектор в попытке подорвать мировую торговлю. Помощник коменданта Береговой охраны США, контр-адмирал Уэйн Аргин в интервью изданию Bloomberg News отметил, что отрасль сталкивается с киберрисками, аналогичными рискам в других отраслях, но, учитывая объём мировой торговли морем, ставки намного выше. Хотя Аргин отказался сказать, насколько часто регистрируются попытки атаковать системы судов, он отметил, что сети тестируются каждый день, и это говорит о необходимости иметь план: «Возможная преднамеренная атака может серьезно повредить систему, и мы думаем о том, как усилить защиту».
Консультант по морским рискам Рахул Ханна заявил тому же изданию, что уровень распространённости действий хакеров против судов «сильно занижается», и «те, кто говорит, что атак не было, просто не знают о них». Поэтому на правительственном и отраслевом уровнях специалисты согласны с тем, что обмен информацией об инцидентах должен расширяться.
В целом, чтобы соответствовать требованиям КТМС с поправками, судовладельцы должны оценить имеющуюся у них защиту в отношении пяти векторов угроз – системное и программное обеспечение, незащищённые операционные технологии, заражённые устройства, социальная инженерия и эксплуатационная безопасность. Для тех судов, которые работают на устаревших системах или используют только обязательную Глобальную морскую систему связи при бедствии (ГМССБ), потребуется внедрить значительные изменения. Так, суда подвержены риску заражения вирусами через уязвимые операционные системы, поэтому потоки данных от используемых операционных технологий на борту необходимо проверять и понимать. Персональные устройства, которые моряки берут в рейс, возможно, будет разумно подвергать карантину, а также следить, чтобы на них использовались только разрешенные приложения. Кроме того, экипаж необходимо защитить от мошеннических схем с применением средств психологического манипулирования людьми.
Резюмируя вышесказанное, в Marlink отмечают, что постоянное подключение к интернету на судне создаёт риски, к которым многие операторы просто не готовы.
Что значит для моряков интернет?
Согласно последнему исследованию (опубликованному в августе) профсоюза Nautilus International, хотя у 88% моряков сейчас есть доступ в интернет в рейсе, часто он весьма дорог и крайне ограничен. При этом, например, в Великобритании широкополосный доступ имеют более 90% домов, а правительство заявляло, что возможность выйти в сеть должна быть основополагающим правом, а отнюдь не роскошью. Какие же услуги судоходные компании на самом деле предлагают морякам в рейсе и насколько это распространено?
Итак, большинству моряков предоставляется доступ в интернет. Согласно исследованию, эту услугу почти каждый моряк, который хочет начать карьеру в море, считает крайне важной. 79% рассказали о доступе в социальные сети, который даёт возможность общаться с берегом. 57% предоставляют возможность пользоваться персональными почтовыми ящиками, которые позволяют морякам заниматься своими личными делами и улаживать нерешённые вопросы. 50% предоставляют спутниковые телефоны, а еще 36% – SMS-сообщения, которые также помогают связи с внешним миром.
Действительно, уже невозможно отрицать, что для значительной части людей в мире выход в интернет уже стал ежедневной потребностью, без которой невозможно представить реальную жизнь. На борту же он становится настоящей необходимостью и одним из немногих возможных способов связаться с близкими во время многомесячных рейсов.
Питание в море: значительные перемены
Среди значительных изменений, произошедших в судоходной отрасли за последние годы, особо выделяется повышение внимания благополучию экипажей. Так, в части правил КТМС, касающихся питания и столового обслуживания, правительства, работодатели и профсоюзы договорились об улучшении обеспечения моряков бесплатной питьевой водой, качественными продуктами и сбалансированным питанием. Речь идёт не только о достаточном количестве провизии для экипажа судна, но и об учёте религиозных требований, традиций и обычаев моряков.
В этой связи генеральный директор агентства Marine Catering Training Consultancy (MCTC) Кристиан Иоанну рассказывает, как за прошедшее десятилетие изменился сектор морского обеспечения питанием: «Удивительно, каким стал сегодня рынок. За последнее время судоходство столкнулось со множеством проблем, и нельзя не отметить, что моряки уверенно, умело и решительно справляются с ними. Всё это делает обеспечение их благополучия ещё более важным».
Иоанну вспоминает, что ещё 10 лет назад многие судовладельцы не были заинтересованы в инвестициях в питание экипажей, так как не считали это проблемой, требующей решения или вложений. «Следующие поколения моряков будут ещё сильнее заботиться о здоровье, – уверяет гендиректор MCTC. – Вот почему качественное питание – абсолютная необходимость, когда речь идет о благополучии».
Действительно, по мере того, как в отрасль приходят новые кадры, компании осознают важность, которую моряки придают своему здоровью. Они хотят поддерживать себя в форме, сбалансировано питаться и вести правильный образ жизни. «Инвестируя в благополучие экипажей, компании уменьшают количество болезней, повышают производительность труда на флоте и делают команды более счастливыми, что в том числе сокращает их расходы, – говорит он. – Мы действительно наблюдаем бум в этом плане последние три-четыре года».
Примечательно, что MCTC всегда отдавала предпочтение натуральным ингредиентам, а не готовым блюдам. И это особенно важно, поскольку в отрасли заняты моряки с различными диетическими потребностями. «Мы видим всё больше веганов, вегетарианцев и последователей других систем питания, а это значит, что судовладельцы должны уметь адаптироваться к потребностям работников», – отмечает К. Иоанну.
Стоит добавить, что несмотря на изменения в отрасли, нужно продолжать добиваться улучшений: в частности, призывать судовладельцев внимательнее относиться к пище на борту, а самих членов экипажей – следить за своим питанием не только в рейсе, но и дома. Не стоит жёстко ограничивать себя в любимой еде, но здоровая привычка к качественным и полезным продуктам может изменить жизнь в лучшую сторону.
Выход в город стал доступнее
Получить увольнение на берег стало легче. Об этом свидетельствуют данные «Индекса счастья моряков» за III квартал 2022 года. Так, результаты опроса, проведённого благотворительной организацией The Mission to Seafarers, показали: моряки очень довольны, что выход в город в портах для них сегодня стал доступнее, чем был прежде в связи с ограничениями из-за пандемии. И хотя сложности с увольнением на берег всё ещё возникают, труженики флота стали гораздо меньше беспокоиться о смене экипажа. Тем не менее моральное состояние моряков по-прежнему вызывает озабоченность.
Так, уровень удовлетворённости моряков поднялся незначительно — он достиг 7,3 пунктов из 10 возможных, что чуть выше, чем в предыдущем квартале (7,21). При этом важно, что второй квартал подряд наблюдается устойчивый рост удовлетворённости моряков после рекордно низкого показателя за первые три месяца этого года – 5,85. Самыми счастливыми по-прежнему являются экипажи балкеров.
Несмотря на то, что в целом результаты опроса положительные, по ответам понятно, что по-прежнему есть проблемы со снабжением продовольствием, заработной платой, трудовой нагрузкой, стрессами и суровой действительностью морской жизни, а, значит, предстоит ещё много работы, чтобы улучшить жизнь моряков на борту.
С какими проблемами обращаются моряки на горячую линию?
По мере того, как мир постепенно оправляется от пагубных последствий пандемии, обнаруживаются другие серьёзные угрозы для психического здоровья моряков, среди них – издевательства, запугивания, домогательства и дискриминация. Международная сеть социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN) поделилась информацией о проблемах ментального здоровья, с которыми на горячую линию SeafarerHelp обращаются члены экипажей.
Данные службы поддержки показывают значительное влияние коронавируса и кризиса смены на психологическое благополучие моряков. В разгар пандемии большинство обращавшихся за помощью связывали свои проблемы с длительным пребыванием на борту – 39% и с усталостью – 14%. Однако если по сравнению с 2020 г. доля звонков, связанных с ментальными проблемами из-за невозможности вернуться домой и накопившейся усталости, снизилась, то другая серьёзная угроза для психического здоровья – возросла. Так, с начала 2022 г. 15% моряков, обратившихся в SeafarerHelp, жаловались на жестокое обращение. Для сравнения, в 2021 г. число таких обращений составило 8%.
Чаще всего звонки поступали от членов экипажа, занимающих более низкие должности: они рассказывали, что начальники над ними издеваются, угрожают и/или оскорбляют. Некоторые моряки сообщали, что стали жертвами физического насилия. В свете такого отношения они говорили о депрессии, безнадёжности, неуверенности, страхе, негативном влиянии на физическое состояние и даже о появлении суицидальных мыслей. В ISWAN подчёркивают, что подобное обращение оказывает глубокое негативное влияние на психическое здоровье человека, которое может усугубиться при длительном нахождении в замкнутом пространстве, то есть в случае моряков – на судне.
Пиратская активность снижается
Число нападений пиратов на суда достигло самого низкого показателя за последние 30 лет – за январь-сентябрь 2022 г. зарегистрировано 90 инцидентов во всём мире. Об этом говорится в отчёте Международного морского бюро (IMB).
В документе сообщается, что пиратам удалось высадиться на 85 судов. Остальные инциденты – попытки нападения и один захват. Почти все атаки совершались в тёмное время суток. В IMB подчеркивают: несмотря на то, что цифры показывают рекордно низкие показатели за последние три десятилетия, угроза насилия в отношении экипажей судов сохраняется. Так, в одном из случаев пираты взяли в заложники 27 моряков: шестеро из них подверглись физическому нападению, пятерым угрожали оружием.
Что касается географии деятельности, то из 90 инцидентов 13 произошли в районе Гвинейского залива. Для сравнения, в 2021 г. их было 21. Цифры свидетельствуют о тенденции снижения преступлений в западной Африке – регионе, который последние годы считался крупнейшим в мире очагом пиратства.
На этом фоне продолжает увеличиваться число атак в Сингапурском проливе: за девять месяцев 2022 г. поступило 31 сообщение. К слову, в январе-сентябре прошлого года был зарегистрирован 21 инцидент. Во всех случаях нападавшим удалось попасть на борт движущихся судов, включая несколько крупных танкеров. В подавляющем количестве происшествий пираты похищали судовое имущество. В 16 случаях экипажам угрожали применением оружия.
Центр сообщений о пиратстве Международного морского бюро считает, что нельзя исключать занижения числа нападений, а также запоздалую передачу сведений об опасности. Специалисты просят капитанов судов оперативно сообщать обо всех случаях пиратских нападений.