Специальный трёхсторонний комитет (СТК) Международной организации труда (МОТ) по КТМС опубликовал в августе 2022 г. новое заявление, в котором призвал представителей отрасли – государства флага, порта, страны происхождения моряков, судовладельцев, членов экипажей – быть проактивными в вопросах предотвращения дискриминации, физического и психического насилия на борту судов, дабы труженики флота могли работать в безопасных условиях. «Учитывая глобальный характер судоходства, очень важно, чтобы моряки получили такую защиту», – отмечается в появившемся на сайте МОТ сообщении.
Функционеры СТК отмечают, что на сегодняшний день существует нормативная база, которая призвана обеспечивать безопасное рабочее место для всех членов экипажей, в частности, сама КТМС и Конвенция № 190 (об искоренении насилия и домогательств в сфере труда), а также фундаментальные принципы, входящие в другие международные стандарты, включая Конвенцию № 111(о дискриминации в области труда и занятий).
КТМС предназначена для обеспечения максимально широкой приемлемости среди стран, судовладельцев и моряков, приверженных принципам достойного труда. Применение КТМС контролируется МОТ, основной мандат которой – содействовать обеспечению достойных условий труда, поэтому нормы конвенции должны соблюдаться.
Отмечается, что первый пункт Правила 4.3 КТМС гласит: «Каждое государство-член обеспечивает, чтобы выполнялись требования охраны и гигиены труда моряков на судах, плавающих под его флагом, и чтобы моряки жили, работали и проходили подготовку на борту судна в безопасных санитарно-гигиенических условиях».
Страны, которые ратифицировали КТМС, обязались обеспечить, чтобы трудовые и социальные права моряков, обозначенные в Статье IV, были имплементированы полностью в соответствии с требованиями Конвенции, и, в частности, сделать так, чтобы каждый моряк имел право на безопасное и надёжное рабочее место, которое соответствует стандартам безопасности.
Напомним, что Статья IV КТМС содержит следующие нормы:
1. Каждый моряк имеет право на безопасное и надёжное рабочее место, которое соответствует нормам безопасности.
2. Каждый моряк имеет право на справедливые условия занятости.
3. Каждый моряк имеет право на достойные условия труда и жизни на борту судна.
4. Каждый моряк имеет право на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и на другие формы социальной защиты.
5. Каждое государство-член обеспечивает, в пределах своей юрисдикции, полную реализацию трудовых и социальных прав моряков, изложенных в предыдущих пунктах настоящей статьи, в соответствии с требованиями настоящей Конвенции. Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, то такая реализация прав может быть достигнута на основе национального законодательства или нормативных правовых актов, посредством применимых коллективных соглашений, с помощью практической деятельности или иных мер.
Помимо прочего государства-члены обязаны обеспечить членов экипажей доступной конфиденциальной процедурой рассмотрения жалоб и предоставления сообщений, которая позволит им докладывать о любых нарушениях их основополагающих прав, перечисленных в Статье III, в соответствии со статьей V (Обязанности, связанные с применением и обеспечением выполнения) и соответствующих положений КТМС.
«Чтобы помочь членам МОТ удостовериться, что моряки получают защиту, о которой говорится в КТМС, СТК указывает на необходимость принять во внимание последнюю версию «Руководства по искоренению домогательств и издевательств на борту судов», опубликованного Международной палатой судоходства , как это предусмотрено в Руководящем принципе B.4.3.1 КТМС», – отмечается в заявлении СТК.