Северо-западная профсоюзная организация плавсостава

Cоциально – трудовые права и интересы
Профессиональный союз

Коллективные соглашения

О Пятом заседании СТК по КТМС

В период 7-11 апреля 2025 г. в Женеве состоится Пятое заседание Специального трёхстороннего комитета (СТК) Международной организации труда (МОТ) по Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. (КТМС).
Для участников заседания подготовлены три документа:

Основной документ («Proposals for amendment to the Code of the Maritime Labour Convention, 2006, as amended, in accordance with Article XV»);

Приложения к Предложению № 7 от группы моряков (Борьба с усталостью, часы работы и отдыха – исключения);

Справочный документ для обсуждения.


Поэтому полагаем ознакомить наших читателей с темами и существенными положениями, изложенными в Основном документе.
Его структура единообразна: по каждому Предложению (теме) даются его предыстория; цели и соответствующие соображения; рекомендации группы JTWG SIHE 2 (ILO–IMO Joint Tripartite Working Group on Seafarers’ Issues and the Human Element); переходные меры; конкретные формулировки предлагаемых поправок в тексты Стандартов, Рекомендаций и Руководств.
Будут рассмотрены 16 предложений по поправкам к Кодексу КТМС, полученным Международным бюро труда в соответствии со статьёй XV. Ниже – краткое изложение сути документа.
Предложение № 1 (от группы моряков и судовладельцев): Насилие и домогательства.
Цель — Отразить баланс ответственности между работодателями, работниками и их организациями и правительствами, аналогично тому, что было достигнуто в Конвенции № 190. Социальные партнёры считают, что Стандарт A4.3 является наиболее подходящим местом для новых обязательных положений, охватывающих этот вопрос, отмечая, что Руководство B4.3 уже содержит необязательные положения и ссылку на Руководство по ликвидации притеснений и издевательств на борту судна, совместно опубликованное Международной палатой судоходства (ICS) и Международной Федерацией транспортников (МФТ).
Предложение № 2 (от группы моряков и судовладельцев): Репатриация.
Цель — Обеспечить извлечение дальнейших уроков из пандемии COVID-19, в частности, гарантировать, что морякам не потребуется иметь визу или специальное разрешение при высадке с судна в целях репатриации. Предложение также направлено на обеспечение того, чтобы моряки не подвергались дискриминации по каким-либо признакам.
Предложение № 3 (от группы моряков и судовладельцев): Увольнение на берег.
Цель — Расширить положение об увольнении на берег в пункте 2 Положения 2.4, включив новый текст, касающийся увольнения на берег в соответствии со Стандартом A2.4 и Руководством B2.4. Социальные партнёры считают, что в случаях, когда конкретный вопрос рассматривается в более чем одном обязательном документе, положения каждого документа должны соответствовать другому. Поскольку правительства уже согласились с аналогичным текстом в рамках Конвенции FAL (IMO), то есть надежда, что включение аналогичных поправок в КТМС получит широкую поддержку.
Предложение № 4 (от группы моряков и судовладельцев): Ключевые работники.
Цель — Предотвратить, насколько это возможно, нарушения КТМС, которые произошли во время COVID-19 в случае другой международной пандемии или глобальной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. Предлагаемые поправки являются дополнением к другим инициативам, которые могут быть приняты на международном или национальном уровне в указанных обстоятельствах. Учитывая мандат СТК, предлагаемые поправки относятся к Стандартам в Разделе 5 Конвенции.

Во время COVID-19 было много призывов назначить моряков «ключевыми работниками». Вот несколько примеров в хронологическом порядке:

  • 27 марта г. в циркулярном письме № 4204/Add.6 IMO, Приложение, говорилось, что правительствам и соответствующим национальным органам рекомендуется: «Назначать профессиональных моряков и морской персонал, независимо от гражданства, когда они находятся в их юрисдикции, в качестве «ключевых работников», предоставляющих «основные услуги»; поскольку они оказывают существенную услугу по содействию судоходству и портовым операциям для поддержания движения грузов и осуществления других жизненно важных видов экономической деятельности, независимо от того, являются ли они работниками государственного или частного сектора».
  • 31 марта 2020 г. в заявлении должностных лиц СТК по поводу коронавирусной инфекции было подтверждено, что: «Моряки должны быть официально признаны ключевыми работниками и им должны быть предоставлены освобождения от любых ограничений на поездки и особые условия, чтобы они могли беспрепятственно прибывать на свои суда и покидать их, а также возвращаться домой, соблюдая при этом надлежащую практику контроля за инфекциями».
  • 22 мая 2020 года генеральный секретарь Международной организации гражданской авиации (ИКАО), генеральный директор МОТ и генеральный секретарь IMO опубликовали Совместное заявление о назначении моряков, морского персонала, персонала рыболовных судов, персонала сектора морской энергетики, авиационного персонала, персонала цепочки поставок авиагрузов и персонала поставщиков услуг в аэропортах и портах в качестве ключевых работников, а также об упрощении процедур смены экипажей в портах и аэропортах в контексте пандемии COVID-19.
  • 8 июня 2020 г. генеральный директор МОТ Гай Райдер заявил: «Я настоятельно призываю государства-члены признать моряков «ключевыми работниками» и принять срочно необходимые меры, которые позволят тем, кто упорно трудился, дабы снабжать нас лекарствами, продуктами питания и другими предметами первой необходимости, вернуться домой и быть заменёнными свежими экипажами… Принуждение измученных моряков продолжать работать более четырёх месяцев после окончания их контракта неприемлемо. Это ставит под угрозу их здоровье и безопасность на море. Сейчас необходимо принять меры, чтобы обеспечить морякам достойную работу, избежать морских аварий и экологических катастроф. Мы призываем правительства работать сообща, дабы эти смены экипажей происходили безопасно».
  • 12 июня 2020 г. генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш упомянул о растущем гуманитарном кризисе и кризисе безопасности, с которым сталкиваются моряки по всему миру, и призвал «все страны официально назначить моряков и другой морской персонал «ключевыми работниками» и обеспечить безопасную смену экипажа».
  • 21 сентября 2020 г. Комитет по безопасности на море IMO принял резолюцию: «… настоятельно призвать государства-члены и соответствующие национальные органы: … назначить моряков «ключевыми работниками», оказывающими основные услуги, в целях содействия безопасному и беспрепятственному перемещению для посадки на судно или высадки с него, а также рассмотреть правовые возможности принятия международно-признанной документации, имеющейся у моряков, в качестве доказательства их статуса «ключевых работников», а также для целей их поездок и перемещений для смены экипажа».
  • 25 марта 2021 г. в циркулярном письме IMO № 4204/Add.38 по коронавирусу (COVID-19) — в совместном заявлении, призывающем все правительства уделять первоочередное внимание вакцинации моряков и членов лётного экипажа от COVID-19, генеральный секретарь ИКАО, генеральный директор МОТ, генеральный секретарь IMO, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и генеральный директор Международной организации по миграции (МОМ) заявили: «Мы повторяем наш призыв к странам, которые ещё не сделали этого, назначить моряков и членов лётного экипажа ключевыми работниками».
  • 15 декабря 2021 г. резолюция IMO 1160 (32) — Комплексные действия по решению проблем моряков во время пандемии COVID-19: «[Настоятельно] призывает государства-члены и соответствующие национальные органы: 1. назначить моряков «ключевыми работниками» в целях содействия увольнению на берег и безопасному и беспрепятственному перемещению через границы, признав соответствующую документацию, имеющуюся у моряков, в качестве доказательства этого статуса, что повлечёт за собой применение временных мер, включая (где это возможно в соответствии с соответствующим законодательством) отказы, изъятия или другие послабления в отношении любых визовых или документальных требований; …».
  • 28 февраля 2022 г. в Совместном заявлении, призывающем к продолжению сотрудничества для решения кризиса смены экипажей, защиты здоровья и безопасности моряков и предотвращения сбоев в цепочке поставок во время пандемии COVID-19, МОТ, IMO, ЮНКТАД и ВОЗ призвали правительства, национальные и местные органы власти и все соответствующие заинтересованные стороны, включая работодателей: «Назначить моряков «ключевыми работниками», предоставляющими основные услуги, для содействия смене экипажей на морских судах и безопасному перемещению через границы, и признать соответствующую документацию для этой цели».
    [Добавим, что многие государства отреагировали на пандемию COVID-19, назначив моряков «ключевыми работниками». В циркулярном письме от 15 ноября 2022 г. генеральный секретарь IMO заявил, что от государств-членов было получено 66 уведомлений и 2 от ассоциированных членов о том, что они назначили моряков в качестве ключевых работников].
    Предложение № 5 (от группы моряков и судовладельцев): Справедливое обращение с моряками в случае морских аварий.
    Цель — Внести поправки в КТМС, включив соответствующие положения совместных Руководящих принципов IMO/МОТ по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии. Фактически, в настоящее время в КТМС нет прямой ссылки на такие Руководящие принципы. Однако очевидно, что применение такого инструмента находится в рамках принципов, на которых основана Конвенция, ссылаясь, как и её преамбула, на следующие пункты:
  • учитывая также, что моряки подпадают под действие положений других документов МОТ и имеют другие права, которые установлены в качестве основных прав и свобод, применимых ко всем лицам, и
  • учитывая глобальный характер судоходной отрасли, моряки нуждаются в особой защите, и
  • принимая во внимание также международные стандарты безопасности судов, безопасности людей и качественного управления судами, содержащиеся в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками, Конвенции о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, а также требования к подготовке и компетентности моряков, содержащиеся в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками, Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками и
  • напоминая, что статья 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года устанавливает обязанности и обязательства государства флага в отношении, в частности, условий труда, комплектования экипажа и социальных вопросов на судах, плавающих под его флагом, и
  • крайне важно, чтобы любые расследования в соответствии с Правилом 5.1.6 защищали права, достоинство и свободы моряков, которые в них вовлечены.
    Предложение № 6 (от группы моряков): Борьба с усталостью, часы работы и отдыха.
    Цель — Внести вклад в решение проблемы усталости моряков путём увеличения часов отдыха, а также решить вопрос недобросовестной конкуренции, которая в настоящее время существует между флагами в зависимости от выбранной ими продолжительности рабочего времени и системы отдыха.
    В частности, предложение направлено на устранение количественного несоответствия между регулированием продолжительности рабочего времени и регулированием режимов времени отдыха, предусмотренных в пункте 5 Стандарта 2.3, следующим образом:
  1. Ограничения продолжительности рабочего времени или времени отдыха устанавливаются следующим образом:
    (а) максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать:
  • 14 часов в течение любого 24-часового периода; и
  • 72 часа в любой семидневный период; или
    (б) минимальная продолжительность отдыха не должна быть меньше:
  • 10 часов в течение любого 24-часового периода; и
  • 77 часов в любой семидневный период.
    Некоторые страны предусмотрели в своем национальном законодательстве, что часы отдыха и часы работы должны регулироваться параллельно. Однако подавляющее большинство предпочло регулировать часы отдыха (или предоставило судовладельцу выбор), поскольку это обеспечивает большую гибкость судовладельцам, которая во многих случаях осуществляется в ущерб здоровью, безопасности и благополучию моряков. Это также ставит под угрозу защиту морской среды.
    Многочисленные отчёты о расследовании морских аварий свидетельствуют о влиянии продолжительного рабочего дня и вызванной им усталости моряков. Исследование Всемирного морского Университета (WMU) также напоминает о различиях в обращении с береговыми работниками и моряками.
    Кроме того, исследование ВОЗ/МОТ 2021 года выявило, что продолжительный рабочий день (более 55 часов в неделю) вреден для здоровья работников; тем не менее, согласно КТМС, моряки могут быть обязаны работать до 91 часа в неделю.
    Предложение № 7 (от группы моряков): Борьба с усталостью, часы работы и отдыха – исключения.
    Цель — В упомянутом выше исследовании WMU было выявлено, что моряки считают усталость серьёзной проблемой для своей безопасности, здоровья и благополучия, а существующая нормативная база неэффективна в снижении усталости в море. Кроме того, в исследовании говорится, что почти 88 % моряков сообщают о дисбалансе между требованиями к работе и уровнем укомплектованности экипажа.
    Моряки сообщают, что в среднем работают 11,5 часов, отдыхают 10,8 часов и спят 7 часов в день. Эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями той же группы населения.
    В исследовании отмечается, что 28 % моряков признают, что отдыхают менее 10 часов, тем самым нарушая стандарты продолжительности отдыха, предусмотренные КТМС.
    Кроме того, моряки сообщают, что работают в среднем 75 часов в неделю и без выходных; 78 % опрошенных моряков сообщают, что у них не было ни одного выходного дня за весь период действия контракта, что противоречит принципам Стандарта A.2.3, пункта 3.
    Кроме того, в соответствии с положениями КТМС моряки могут работать на борту судна непрерывно до 11 месяцев.
    Стандарт A2.3, пункт 13, предусматривает исключения из требований Стандарта A2.3, пунктов 5 и 6. Ратифицирующие государства должны иметь национальные законы или правила или процедуру, позволяющую компетентному органу разрешать или регистрировать коллективные договоры, допускающие исключения из ограничений, установленных в Стандарте A2.3, пунктах 5 и 6.
    Таким образом, коллективные договоры являются единственным механизмом, с помощью которого могут быть согласованы и реализованы исключения из пунктов 5 и 6 Стандарта A2.3, и эти договоры должны, насколько это возможно, следовать положениям Стандарта, но могут предусматривать более короткие рейсы и компенсационные отпуска.
    Предложение № 8 (от группы моряков): Обучение и квалификация.
    Цель — Обеспечить всем морякам равные возможности для получения необходимой подготовки бесплатно путём введения нового стандарта в соответствии с Правилом 1.3.
    Обучение — это не только профессиональное развитие, которое принесёт пользу моряку, но и общая ответственность за обеспечение безопасного и экологически чистого вида транспорта, который приносит пользу в сообщества, экономику и порты. Кроме того, это повысит привлекательность отрасли для молодёжи и, потенциально, женщин.
    Предложение № 9 (от группы моряков): Развитие карьеры и навыков.
    Цель — Стандарт A2.8 хорош по своим намерениям, но ему не хватает ясности и он не попадает в сферу проверки или инспекции для проверки его внедрения. Более точный механизм, указывающий, как моряки могут получить доступ к обучению для развития своих навыков, и компонент расходов, связанный с этим, обеспечит ясность и послужит поощрению молодёжи и женщин рассмотреть карьеру на море как привлекательную.
    Внесение поправок в стандарт A2.8 предоставит возможность нынешнему поколению моряков приобретать навыки, необходимые для управления более экологичными судами, а также привлекать будущих моряков к карьере в море. В то же время это позволит государствам-членам получать специалистов, которые по завершении своей карьеры в море могут стать ключевыми игроками на высококвалифицированных должностях в администрациях, а также в судоходной и портовой инфраструктуре.
    Предложение № 10 (от группы моряков): Репатриация.
    Цель – Учесть, что Стандарт A2.5.1 не предусматривает обязательных дополнительных прав моряков в ходе репатриации, как те, которые применяются в соответствии со Стандартом A2.5.2. Это необходимо исправить, поскольку нет логической причины для нынешней дихотомии.
    Такие преимущества будут включать:
  • гармонизацию прав моряков, независимо от того, идет ли репатриация отказа или иного (в настоящее время они различаются);
  • обеспечение того, чтобы моряки, оказавшиеся в чужой стране в ходе репатриации без отказа, имели те же права и льготы, что и те, на кого распространяется система финансового обеспечения (которая применяется только к репатриации без отказа).
    Предложение № 11 (от группы судовладельцев): Международный медицинский справочник.
    Цель — Подчеркнуть необходимость внесения поправок в Директиву B4.1.1 — Оказание медицинской помощи.
    Учитывая удалённость судоходства, жизни моряков иногда могут зависеть от практической информации, которая легко доступна в первые критические моменты после возникновения чрезвычайной медицинской ситуации на борту. Таким образом, рекомендации, охватывающие болезни, травмы и другие проблемы со здоровьем, должны быть легкодоступны как жизненно важная помощь для спасения жизней.
    Первое издание Международного медицинского руководства для моряков и рыбаков было опубликовано в марте 2023 г. Это был совместный проект, координируемый ICS при поддержке МФТ и Международной ассоциации морского здравоохранения (IMHA).
    Предлагаемые поправки помогут достичь целей КТМС, ибо:
  • включение ссылок на Международное руководство по медицине для моряков и рыбаков обеспечит то, что КТМС будет ссылаться на самые последние руководства, отметив, что, например, последнее издание Международного руководства по медицине для судов, упомянутое в Руководстве B4.1.1, пункты 2 и 4, было опубликовано в мае 2009 г.
    Предложение № 12 (от правительств, 6 стран): Насилие и домогательства.
    Цель — Предложить поправки к КТМС, которые направлены на повышение безопасности на море путём установления стандартов для государств-членов и судовладельцев по предотвращению и реагированию на насилие и домогательства, включая сексуальные домогательства, издевательства и сексуальное насилие.
    Группа JTWG SIHE 2 (ILO–IMO Joint Tripartite Working Group on Seafarers’ Issues and the Human Element) рекомендовала Административному совету МОТ предложить членам СТК рассмотреть возможность представления предложений по внесению поправок в КТМС, дабы гарантировать, что государства-члены:
  • сформулируют определение и запретят насилие и домогательства на борту судна, включая сексуальные домогательства, издевательства и сексуальное насилие;
  • примут соответствующую политику, меры и программы для предотвращения и решения этих проблем, указав различные и взаимодополняющие обязанности государств флага, государств порта, государств, предоставляющих рабочую силу, судовладельцев, моряков и других соответствующих заинтересованных сторон, по мере необходимости;
  • потребуют от судовладельцев принятия соответствующей политики и мер по предотвращению и пресечению насилия и домогательств, включая сексуальные домогательства, издевательства и сексуальное насилие;
  • адаптируют существующие на борту и на берегу механизмы подачи жалоб для обеспечения лёгкого доступа к эффективным средствам правовой защиты в случаях насилия и домогательств, включая защиту от преследования или мести, а также конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни вовлеченных лиц; и
  • укрепят сотрудничество по этим вопросам между государствами флага, государствами порта и государствами, предоставляющими рабочую силу.
    Предложение № 13 (от правительств, 25 стран): Насилие и домогательства.
    Цель — Были выявлены пробелы в КТМС, необходимые для эффективного решения проблемы насилия и домогательств на борту судов.
    В этом контексте настоящее предложение о внесении поправок в КТМС представлено в соответствии с выводами JTWG в целях предотвращения и пресечения притеснений и издевательств на борту судов.
    Предлагаются следующие поправки к Стандарту А4.3:
  • включить в новый пункт 1(e) «запрет на насилие и домогательства на борту судна» в требования к законам и правилам, которые должны быть приняты в соответствии с пунктом 3 Правила 4.3; предоставить в том же пункте определение «насилия и домогательств» ссылаясь на определение, данное в статье 1 Конвенции № 190;
  • указать в новом пункте 2(e) роли и обязанности заинтересованных сторон в соответствии с Конвенцией № 190.
    Это предложение окажет положительное социальное воздействие на моряков на борту. Борьба с домогательствами и насилием на борту приведёт к улучшению условий труда и жизни, тем самым также повышая привлекательность морского сектора.
    Предложение № 14 (от правительств, 26 стран): Увольнение на берег.
    Цель — Действующие положения, касающиеся увольнения на берег, можно найти в пункте 2 Правила 2.4:
    Пункт 2. «Морякам предоставляется увольнение на берег в целях охраны их здоровья и благополучия, а также в соответствии с эксплуатационными требованиями их должностей».
    В Руководящих принципах Части B Кодекса можно найти следующие положения:
    Руководство B2.4.1 — Расчёт права
    Пункт 4: «Следующее не должно учитываться как часть ежегодного оплачиваемого отпуска:
    (c) временный отпуск на берег, предоставленный моряку в период действия трудового договора» и Руководство B4.4.6 — Моряки в иностранном порту Пункт 5. «Ответственные лица в порту и на борту судна должны приложить все усилия для того, чтобы облегчить морякам увольнение на берег как можно скорее после прибытия судна в порт».
    Однако в Стандартах (Часть А Кодекса) не содержится положений, касающихся увольнения на берег. Необходимо включить право на увольнение на берег в Стандарты КТМС, дабы обеспечить адекватную и эффективную реализацию права на увольнение на берег.
    Предложение № 15 (от правительств, 25 стран): Медицинская помощь на борту судна и на берегу.
    Цель — В настоящее время в рекомендациях отмечается, что моряки, которым поручено медицинское обслуживание на борту судна, должны иметь обновлённую подготовку. Цель этого предложения — сделать обязательным для лиц, которым поручено введение медицинских препаратов и оказание первой помощи, прохождение курсов повышения квалификации по курсам «Первая медицинская помощь» и «Медицинский уход на борту» с пятилетним интервалом. Это позволит им поддерживать и повышать квалификацию в плане информирования о любых новых процессах и поддерживать свои знания в актуальном состоянии о вводимых медицинских препаратах или повышать свои знания в отношении любых новых медицинских препаратов. Такое предложение будет способствовать достойным условиям труда, гарантируя, что моряки будут получать медицинскую помощь от человека с самым современным и соответствующим опытом обучения. Кроме того, оно будет соответствовать предлагаемым обновлениям Конвенции ПДНВ.
    Предложение № 16 (от правительств, 25 стран): Максимальный срок службы на борту.
    Цель — Предлагаются следующие поправки к Стандарту А2.5.1:
  • добавить «окончание максимальной продолжительности периодов службы на борту» в качестве случая для права на репатриацию в пункте 1 Стандарта A.2.5.1 в качестве нового пункта (d);
  • недвусмысленно указать в пункте 2(b) Стандарта A.2.5.1, что максимальный срок службы на борту должен составлять 11 месяцев, и определить ограничительным образом возможности освобождения.
  • добавить в Приложения A5-I, A5-II и Приложение A5-III новый пункт под названием «Максимальная продолжительность периодов работы на борту» с целью систематического контроля этого пункта во время инспекций по сертификации судов, а также разрешить проведение детальной инспекции по этому пункту инспекторами государства порта.
    Стоит также напомнить, что на своём четвёртом заседании (часть II) СТК отложил дальнейшее рассмотрение двух предложений о внесении поправок в Кодекс КТМС, касающихся максимального срока службы на борту и права моряков на репатриацию. В этой связи отметим, что два новых предложения о внесении поправок были представлены Группой моряков (предложение № 10) и группой правительств стран ЕС (предложение № 16) соответственно для замены первоначальных предложений, предложенных для обсуждения в 2022 г. Таким образом, эти новые предложения заменяют предыдущие, которые больше не будут рассматриваться на пятом заседании СТК.

Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *