Северо-западная профсоюзная организация плавсостава

Cоциально – трудовые права и интересы
Профессиональный союз

Коллективные соглашения

Международные профсоюзные новости, апрель 2025

Новые поправки к КТМС вступили в силу


23 декабря 2024 г. вступили в силу новые меры, направленные на защиту прав моряков и улучшение условий труда на борту судов. Речь идёт о поправках к КТМС, которая, напомним, в целом вступила в силу в 2013 г. Она направлена на обеспечение членов экипажа достойными условиями труда и равных условий для добросовестных судовладельцев, которые вынуждены конкурировать с субстандартными судами, участвующими в международной морской торговле.
На сегодняшний день Конвенцию подписали 108 стран, представляющие более 90% мирового тоннажа. По данным Международной организации труда, в число стран, не подписавших КТМС, входят США, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан.
По мнению экспертов, в обеспечении соблюдения положений КТМС сохраняются значительные пробелы, особенно показательными в этом отношении являются случаи невыплаты заработной платы морякам и проблемы с репатриацией.
Новые поправки призваны усилить давление на владельцев и операторов судов, порты и государства с тем, чтобы для моряков на борту были обеспечены достойные условия труда и быта. Так, они включают ужесточение правил, направленных на содействие скорейшей репатриации брошенных моряков, и дополнительные обязанности судовладельцев по обеспечению доступа в интернет для членов экипажа, при наличии соответствующих возможностей.
Целями поправок также являются предоставление морякам соответствующих социальных возможностей на борту, в портах и стоянках, в частности, обеспечение бесплатной питьевой водой и сбалансированным питанием; незамедлительное предоставление доступа к медицинским учреждениям на берегу, например, в случае любой серьёзной травмы или заболевания, с которыми невозможно справиться на борту судна. Поправки предписывают предоставление морякам средств индивидуальной защиты соответствующего размера — сделано это в ответ на растущее число женщин-моряков, вынужденных носить одежду, предназначенную для мужчин.
Организация Seafarers’ Rights International (SRI), специализирующаяся на морском праве и защите прав моряков, заявила, что КТМС была эффективна только на 65%. В SRI отмечают, что КТМС называли «исключительным достижением», когда в 2006 г. она впервые была одобрена. Однако её необходимо обновлять для решения новых задач, которые встают перед отраслью, включая автономное судоходство и изменение климата.

Базовая ставка в очередной раз повышена

С 1 января 2025 г. минимальная базовая ставка рядового моряка (оплата за работу, не превышающую 48 часов в неделю), рекомендованная МОТ, выросла до $673. Это повышение было предусмотрено подкомитетом Совместной Морской комиссии (JMC), куда входят профсоюзы моряков и судовладельцы, ещё в 2022 г.
Соглашение о ежегодном повышении минимальной базовой ставки рядового моряка способствует достойной работе и занятости членов экипажей судов, обеспечивает благополучие моряков и их семей, неразрывно связанное с экономическим благополучием в целом, широко признается морским сообществом и применяется повсеместно.
Напомним, что в 2022 г. социальные партнёры согласовали повышение минимальной базовой ставки рядового моряка, начиная с 1 января 2023 г. Так, на указанную дату она составляла $658; на 1 января 2024 г. — $666; на 1 января 2025 г. — $673.
Отметим, что JMC существует с 1920 г. — это единственный постоянный двусторонний орган МОТ. Подкомитет по оплате труда моряков был создан на 280-й сессии Административного совета МОТ в марте 2001 г. Он собирается для обновления уровня базовой ставки рядового моряка
Стоит добавить что, судоходная отрасль — единственный сектор транспорта с официально признанной на уровне МОТ минимальной заработной платой моряков.


Недобросовестных судовладельцев по-прежнему много

Более 220 недобросовестно зарегистрированных судов сегодня находятся в море. Данные об этом опубликовал старейший английский судоходный журнал Lloyd’s List со ссылкой на глобальную интегрированную систему информации о судоходстве IMO (GISIS). В публикации отмечается, что еще в марте 2023 г. было зафиксировано 110 судов, которые действовали под ложным флагом, а к 9 января 2025 г. их число возросло до 223, что представляет собой более чем двукратный рост за 22 месяца.
Представители 22 стран направили в юридический отдел IMO отчёт с описанием хитростей, на которые идут недобросовестные судовладельцы. В докладе подчёркивается, что значительная часть судов, зарегистрированных с нарушениями, — это нефтяные танкеры и грузовые суда. В качестве ключевых факторов, способствующих мошенничеству с флагами, эксперты выделяют геополитическую напряжённость и санкционные ограничения.
Ситуация осложняется тем, что многие страны не располагают ресурсами для проведения тщательных проверок регистрации судов.
Ожидается, что эти предложения будут рассмотрены в ходе 113-го заседания юридического комитета IMO, которое пройдет в 2026 г.

IMO: проведены актуальные заседания

Подкомитет Международной морской организации (IMO) по человеческому фактору, подготовке и несению вахты подвёл итоги 11-й сессии, которая прошла 10-14 февраля 2025 г. в штаб-квартире IMO. В работе сессии (в гибридном формате) принимала участие и делегация Российской Федерации.
Ключевые итоги заседаний состоят в следующем: одобрен проект Общего временного руководства по подготовке членов экипажей судов, использующих альтернативные виды топлива и новые технологии; одобрен проект Руководства IMO по разработке, анализу и утверждению типовых курсов (циркуляр MSCMEPC.2/Circ.15/Rev.2); одобрен проект резолюции Комитета по безопасности на море о доступности информации, касающейся медицинских свидетельств и медицинских учреждений, признанных для целей проведения медицинских осмотров моряков; утверждены пять типовых учебных курсов; завершён первый этап всеобъемлющего пересмотра Конвенции и Кодекса ПНДВ (определение пробелов и направлений пересмотра); одобрен пересмотренный план работ («дорожная карта») по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПДНВ.

Выявлены тревожные данные об условиях труда моряков


Исследование, проведенное Всемирным морским университетом (WMU), выявило тревожные данные об условиях труда моряков. Согласно результатам опроса, в котором участвовало более 6300 членов экипажей, средняя продолжительность рабочей недели моряка составляет 74,9 часа, а 11,7% опрошенных работают ещё больше. Более того, 78% моряков сообщили об отсутствии выходных на протяжении всего срока контракта, который в некоторых случаях длится до шести месяцев.
МОТ и IMO установили, что минимальное время отдыха не должно быть менее 77 часов в неделю. Однако, как пояснил бывший капитан Бикрам Бхатия, ныне научный сотрудник WMU, существуют исключения, позволяющие сократить время отдыха до 70 часов в неделю, что неизбежно увеличивает рабочую нагрузку.
«Исследования WMU показывают, что такие нагрузки негативно сказываются на здоровье и безопасности моряков, увеличивая уровень усталости. Кроме того, существует проблема фальсификации записей в табелях учёта рабочего времени, дабы создать видимость соблюдения норм. Это серьёзный кризис для судоходной отрасли, — отметил Бхатия, имеющий опыт работы в крупных судоходных компаниях.
На вопрос о том, где чаще встречается проблема переработок — в небольших частных или крупных публичных компаниях, Бхатия заявил: «Проблема фальсификации и чрезмерной нагрузки наблюдается во всей отрасли. Мы не заметили значительных различий».
Бхатия также сослался на исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и МОТ от 2021 г., охватившее 194 страны. Согласно его результатам, работа более 55 часов в неделю значительно увеличивает риск сердечных заболеваний и инсульта. Даже работа сверх 48 часов в неделю коррелирует с ухудшением психического здоровья, повышением уровня тревожности и симптомов депрессии.
Добавим, что в апреле 2025 г. запланированы переговоры в МОТ по этому вопросу. Представители моряков предлагают сократить рабочую неделю до 72 часов. Однако судовладельцы выступают против этого, несмотря на то, что некоторые компании уже внедрили более строгий учёт рабочего времени с использованием цифровых технологий.

«Индекс счастья моряков» снизился

Результаты очередного исследования «Индекс счастья моряков» показали падение общего уровня удовлетворённости членов экипажа с 7,16 пунктов в третьем квартале прошлого года до 6,91 в четвёртом квартале. Это первое снижение данного показателя за четыре предыдущих квартала. Отметим, что опрос, как и ранее, проводила международная благотворительная организация Mission to Seafarers совместно с Idwal и NorthStandard при поддержке Inmarsat.
Согласно полученным выводам, недовольство моряков во многом обусловлено тем, что некоторые порты не заинтересованы в облегчении морякам доступа на берег. «Моряки всё чаще ассоциируют отсутствие инициативы портовых властей в вопросах предоставления им возможности для схода на берег с препятствованием увольнениям членов экипажа на берег», — говорится в отчёте.
«Многие моряки жалуются на то, что ощущают себя изолированными и испытывают чувство разочарования из-за проблем, связанных с увольнением на берег, которые варьируются от трудностей с получением самого разрешения на сход на берег до неудовлетворительного состояния объектов социально-бытового обслуживания в портах и их плохой транспортной доступности.
«Эти проблемы мешают членам экипажа сходить на берег, чтобы отдохнуть, сменить обстановку, «перезарядиться», что ведет к росту психического напряжения», — отмечается в отчёте.
Опрос показал, что среди других аспектов, негативно сказывающихся на настроении и благополучии моряков, продолжает лидировать проблема обеспеченности связью в рейсе. И хотя морякам на многих судах обещают бесплатный интернет в рейсе, качество и доступность связи очень часто оставляет желать много лучшего.
В результате моряки испытывают трудности с поддержанием связи с семьёй и друзьями, что еще больше усиливает чувство изоляции и отрицательно влияет на моральный дух.
Кроме того, моряков тревожит тот факт, что уровень их зарплаты не повышается, при том, что стоимость жизни растёт. Многие из них считают, что заработная плата не поспевает ни за уровнем инфляции, ни за растущими требованиями к их работе, что в итоге приводит к растущему недовольству.
Выводы отчёта неожиданно показали, что обучение может стать для моряков как положительным, так и отрицательным опытом.
Среди положительных моментов многие моряки отмечали доступность эффективных программ наставничества и повышения квалификации, помогающим морякам развивать свои профессиональные навыки и соответствовать отраслевым стандартам. Однако отрицательные стороны обучения также очевидны: многие члены экипажей выражают разочарование избыточными требованиями к обучению, считая, что от них требуют проходить одни и те же курсы снова и снова, при этом никаких новых знаний они не получают.
Рабочая нагрузка и усталость также остаются серьёзными проблемами, обусловленными многочасовым рабочим днём, нехваткой персонала и ростом административной нагрузки.
Социальное взаимодействие на борту — ещё одна область, требующая внимания, поскольку высокая рабочая нагрузка часто ограничивает возможности для социального взаимодействия.

Определена тема Всемирного дня охраны труда

Всемирный день охраны труда в 2025 году будет посвящён влиянию цифровизации и искусственного интеллекта (ИИ) на безопасность и здоровье работников, сообщается на официальном сайте Международной организации труда (МОТ).
В рамках этой тематики с точки зрения охраны труда и промышленной безопасности будут обсуждаться разнообразные современные технологии, в том числе:

  • продвинутые роботы и экзоскелеты, повышающие эффективность с одновременным снижением нагрузки на работников;
  • искусственный интеллект и машинное обучение для прогнозирования рисков;
  • беспилотные аппараты (БПЛА) для мониторинга опасных зон;
  • интернет вещей (IoT) для отслеживания условий труда в реальном времени;
  • виртуальная и дополненная реальность для обучения и моделирования опасных ситуаций.
    Особое внимание планируется уделить новым видам занятости (работа на онлайн-платформах, дистанционная работа, гибридные формы занятости), к которым привело развитие цифровых технологий.
    МОТ выпустит отчёт и сопутствующие информационные материалы, освещающие ключевые вопросы цифровой трансформации труда и демонстрирующие, каким образом она может способствовать созданию безопасных и здоровых условий труда. Документы покажут, какие шаги предпринимают правительства, работодатели, профсоюзы разных стран для ответа на новые вызовы.

Как улучшить психическое здоровье моряков?

Работа в судоходной отрасли сопряжена не только с тяжёлыми условиями труда — морякам едва ли не в каждом рейсе приходится испытывать на прочность свои нервы. Многомесячная изоляция, стресс и усталость на рабочем месте самым скверным образом могут сказаться на психическом здоровье.
В ответ на эти вызовы сингапурская компания WiseStella, специализирующаяся на морском обучении, представила инновационный инструмент — модуль Wise Well-Being. Название инструмента можно перевести как «Мудрое благополучие». Он призван не только помочь судовладельцам эффективнее заботиться о своих экипажах, но и способен сделать судоходство более безопасным и привлекательным для новых работников.
Интерактивная цифровая платформа была разработана с участием психологов, врачей и социологов. Модуль предлагает судоходным компаниям простой и анонимный способ выявления проблемных случаев.
По словам руководителя WiseStella Ферхата Абула, этот инструмент помогает специалистам не только диагностировать проблемы, но и внедрять более целенаправленные программы обучения и поддержки.
— Модуль предоставляет судоходным компаниям возможность более точно оценивать благополучие своих экипажей, — подчеркивает Ферхат Абул. — Это реальный инструмент для создания более безопасной и поддерживающей рабочей среды.
Помимо стресса, усталости моряки сталкиваются с притеснениями и издевательствами. На борту судов члены экипажа зачастую не имеют возможности обратиться за помощью в случае физического или психологического насилия. Теперь, благодаря новой платформе, моряки смогут анонимно сообщить о своей проблеме, не опасаясь последствий.
Создатели платформы считают, что проблемы на борту не только влияют на психическое здоровье моряков, но и имеют серьёзные последствия для всей отрасли. Случаи психологического и физического насилия могут привести к ухудшению психического состояния, судебным искам, репутационному ущербу и даже увеличению риска несчастных случаев на море.

IMO отмечает проблемы

С сожалением приходится отмечать, что весь 2024 год не прекращались атаки орудующих в Йемене хуситов на торговые суда. Учитывая это, генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Арсенио Домингес заявил о необходимости улучшить защиту членов экипажей и охрану судов. Поэтому защита моряков от нападений, угроз тюремного заключения и дискриминации остаются главными в повестке дня IMO в 2025 г.
Также Домингес отметил, что в связи с переходом судов на более экологичные виды топлива, морякам необходимо обеспечить соответствующую дополнительную защиту.
«Это важный год для IMO, и я по-прежнему уверен, что государства-члены и заинтересованные стороны найдут общий язык и примут необходимые технические и экономические меры», — подчеркнул Домингес в своем послании участникам отрасли.
Он подчеркнул, что морякам, которые сталкиваются с криминализацией при выполнении своей работы, необходима бóльшая поддержка.
В заключение Домингес заявил, что продолжит политику отказа от участия в панельных дискуссиях, состоящих только из мужчин, которые проходят в рамках различных мероприятий. «Мы добились определенного прогресса, особенно в том, что касается гендерного разнообразия в морском секторе, однако предстоит ещё очень много работы в этом направлении», — отметил генсек IMO.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *