МОСКВА. Межпарламентское сотрудничество депутатов из разных стран Содружества независимых государств, их участие в совместных мероприятиях, помогают двигаться в сторону равных прав работников в государствах СНГ. Об этом генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), председатель комиссии Госдумы по регламенту и обеспечению деятельности Виктор Пинский заявил в интервью для газеты «Солидарность». Как подчеркнул Пинский, ВКП принимает самое активное участие в этих процессах.
«Примерно четвертая часть от общего количества модельных правовых актов СНГ были разработаны с участием ВКП, т.е. с учетом консолидированной позиции профсоюзов наших. Модельные правовые акты определяют направление развития законодательства в каждой конкретной сфере в наших странах. На их основе страны вносят изменения в свое национальное законодательство. И моё глубокое убеждение, что эта работа должна продолжаться при любом развитии событий», — уверен В. Пинский.
МИНСК. В работе X съезда Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), который состоялся 31 января в столице государства, приняли участие генсек ВКП В. Пинский и президент ВКП Александр Корчагин.
«ФПБ сегодня – это важнейшая составляющая общественной жизни Беларуси, а также мощная опора профсоюзного движения на пространстве СНГ и активный член Всеобщей конфедерации профсоюзов. Мы высоко ценим вклад белорусских коллег в укрепление международного сотрудничества и солидарности профсоюзов. Благодарны коллегам за передовой и весьма востребованный на пространстве СНГ опыт отстаивания интересов трудящихся на всех уровнях, — отметил, выступая на съезде, В. Пинский. — Хочу пожелать ФПБ и дальше успешно идти в ногу со временем, в соответствии с современными задачами и вызовами, укреплять свое влияние и авторитет как внутри страны, так и в международном профсоюзном движении. Рассчитываю на продолжение нашего плодотворного и конструктивного сотрудничества в рамках ВКП».
С итоговым докладом о работе белорусских профсоюзов за пятилетний период выступил председатель ФПБ Юрий Сенько. Было отмечено, что за прошедшие пять лет ФПБ достигла значимых результатов по всем основным направлениям работы. Существенно выросли реальные доходы граждан: только за прошлый год они увеличились на 9,5%. Причём этот показатель отражает рост не только зарплат, но и пенсий, пособий, стипендий. В этом и заслуга целенаправленной работы профсоюзов. Многое сделано в сфере правовой защиты трудящихся, охраны труда, развития социального партнёрства, совершенствования трудового законодательства. Делегаты съезда единогласно переизбрали Ю. Сенько на должность председателя ФПБ. Отметим, что перед началом съезда было заключено новое Генеральное соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в стране.
ЖЕНЕВА. Всемирный день охраны труда в 2025 году будет посвящён влиянию цифровизации и искусственного интеллекта (ИИ) на безопасность и здоровье работников, сообщается на официальном сайте Международной организации труда (МОТ).
В рамках этой тематики с точки зрения охраны труда и промышленной безопасности будут обсуждаться разнообразные современные технологии, в том числе:
- продвинутые роботы и экзоскелеты, повышающие эффективность с одновременным снижением нагрузки на работников;
- искусственный интеллект и машинное обучение для прогнозирования рисков;
- беспилотные аппараты (БПЛА) для мониторинга опасных зон;
- интернет вещей (IoT) для отслеживания условий труда в реальном времени;
- виртуальная и дополненная реальность для обучения и моделирования опасных ситуаций.
Особое внимание планируется уделить новым видам занятости (работа на онлайн-платформах, дистанционная работа, гибридные формы занятости), к которым привело развитие цифровых технологий.
МОТ выпустит отчёт и сопутствующие информационные материалы, освещающие ключевые вопросы цифровой трансформации труда и демонстрирующие, каким образом она может способствовать созданию безопасных и здоровых условий труда. Документы покажут, какие шаги предпринимают правительства, работодатели, профсоюзы разных стран для ответа на новые вызовы.
ЛОНДОН. Подкомитет Международной морской организации (IMO) по человеческому фактору, подготовке и несению вахты подвёл итоги 11-й сессии, которая прошла 10-14 февраля 2025 г. в штаб-квартире IMO. В работе сессии (в гибридном формате) принимала участие и делегация Российской Федерации.
Ключевые итоги заседаний состоят в следующем: одобрен проект Общего временного руководства по подготовке членов экипажей судов, использующих альтернативные виды топлива и новые технологии; одобрен проект Руководства IMO по разработке, анализу и утверждению типовых курсов (циркуляр MSCMEPC.2/Circ.15/Rev.2); одобрен проект резолюции Комитета по безопасности на море о доступности информации, касающейся медицинских свидетельств и медицинских учреждений, признанных для целей проведения медицинских осмотров моряков; утверждены пять типовых учебных курсов; завершён первый этап всеобъемлющего пересмотра Конвенции и Кодекса ПНДВ (определение пробелов и направлений пересмотра); одобрен пересмотренный план работ («дорожная карта») по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПДНВ.
НЬЮ-ЙОРК. 20 февраля мировое сообщество отмечает Всемирный день социальной справедливости. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 г. и отмечается каждый год 20 февраля, начиная с 2009 г. «Расширение прав и возможностей инклюзивности: преодоление разрывов в интересах социальной справедливости» — так звучит тематика праздника в нынешнем году.
Цели Всемирного дня социальной справедливости — привлечение внимания и стимулирование международных усилий по устранению ключевых проблем, таких как бедность, социальная изоляция, гендерное неравенство, дискриминация, безработица, несправедливые трудовые практики, нарушения прав человека. Во многих странах в этот день проходят акции, направленные на информирование общественности о проблемах социальной справедливости, обеспечения занятости, ликвидации нищеты, достижения равноправия и благосостояния людей. Идея учреждения этого Дня принадлежит президенту Республики Кыргызстан Курманбеку Бакиеву. Впоследствии инициатива была вынесена на рассмотрение 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где получила широкую поддержку. «Социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержания мира и безопасности внутри стран и в отношениях между ними, и что, в свою очередь, социальное развитие и социальная справедливость невозможны без мира и безопасности или без соблюдения всех прав человека и основных свобод», — цитирует резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении праздника газета «Солидарность».
МАЛЬМЁ. Исследование, проведенное Всемирным морским университетом (WMU), выявило тревожные данные об условиях труда моряков. Согласно результатам опроса, в котором участвовало более 6300 членов экипажей, средняя продолжительность рабочей недели моряка составляет 74,9 часа, а 11,7% опрошенных работают ещё больше. Более того, 78% моряков сообщили об отсутствии выходных на протяжении всего срока контракта, который в некоторых случаях длится до шести месяцев.
МОТ и IMO установили, что минимальное время отдыха не должно быть менее 77 часов в неделю. Однако, как пояснил бывший капитан Бикрам Бхатия, ныне научный сотрудник WMU, существуют исключения, позволяющие сократить время отдыха до 70 часов в неделю, что неизбежно увеличивает рабочую нагрузку.
«Исследования WMU показывают, что такие нагрузки негативно сказываются на здоровье и безопасности моряков, увеличивая уровень усталости. Кроме того, существует проблема фальсификации записей в табелях учёта рабочего времени, дабы создать видимость соблюдения норм. Это серьёзный кризис для судоходной отрасли, — отметил Бхатия, имеющий опыт работы в крупных судоходных компаниях. На вопрос о том, где чаще встречается проблема переработок — в небольших частных или крупных публичных компаниях, Бхатия заявил: «Проблема фальсификации и чрезмерной нагрузки наблюдается во всей отрасли. Мы не заметили значительных различий».
Бхатия также сослался на исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и МОТ от 2021 г., охватившее 194 страны. Согласно его результатам, работа более 55 часов в неделю значительно увеличивает риск сердечных заболеваний и инсульта. Даже работа сверх 48 часов в неделю коррелирует с ухудшением психического здоровья, повышением уровня тревожности и симптомов депрессии.
Добавим, что в апреле 2025 г. запланированы переговоры в МОТ по этому вопросу. Представители моряков предлагают сократить рабочую неделю до 72 часов. Однако судовладельцы выступают против этого, несмотря на то, что некоторые компании уже внедрили более строгий учет рабочего времени с использованием цифровых технологий.
СИНГАПУР. Работа в судоходной отрасли сопряжена не только с тяжёлыми условиями труда — морякам едва ли не в каждом рейсе приходится испытывать на прочность свои нервы. Многомесячная изоляция, стресс и усталость на рабочем месте самым скверным образом могут сказаться на психическом здоровье.
В ответ на эти вызовы сингапурская компания WiseStella, специализирующаяся на морском обучении, представила инновационный инструмент — модуль Wise Well-Being. Название инструмента можно перевести как «Мудрое благополучие». Он призван не только помочь судовладельцам эффективнее заботиться о своих экипажах, но и способен сделать судоходство более безопасным и привлекательным для новых работников.
Интерактивная цифровая платформа была разработана с участием психологов, врачей и социологов. Модуль предлагает судоходным компаниям простой и анонимный способ выявления проблемных случаев.
По словам руководителя WiseStella Ферхата Абула, этот инструмент помогает специалистам не только диагностировать проблемы, но и внедрять более целенаправленные программы обучения и поддержки.
— Модуль предоставляет судоходным компаниям возможность более точно оценивать благополучие своих экипажей, — подчеркивает Ферхат Абул. — Это реальный инструмент для создания более безопасной и поддерживающей рабочей среды.
Помимо стресса, усталости моряки сталкиваются с притеснениями и издевательствами. На борту судов, члены экипажа зачастую не имеют возможности обратиться за помощью в случае физического или психологического насилия. Теперь, благодаря новой платформе, моряки смогут анонимно сообщить о своей проблеме, не опасаясь последствий.
Создатели платформы считают, что проблемы на борту не только влияют на психическое здоровье моряков, но и имеют серьезные последствия для всей отрасли. Случаи психологического и физического насилия могут привести к ухудшению психического состояния, судебным искам, репутационному ущербу и даже увеличению риска несчастных случаев на море.
Добавить комментарий