МОСКВА. Работающие в России инспекторы помогли взыскать с недобросовестных судовладельцев около $1,5 млн невыплаченной морякам вовремя заработной платы в 2022 г. За это время они провели 354 инспекции, уделяя повышенное внимание условиям труда моряков.
«Я горжусь работой, которую проделала наша команда, – прокомментировал координатор инспектората в России Сергей Фишов. – Для нас всегда было важно иметь возможность подняться на борт, чтобы выяснить, как работодатели соблюдают права плавсостава, а также помочь членам экипажей, нуждающимся в содействии».
Напомним: если у члена профсоюза возникли проблемы за пределами страны, то можно обратиться за помощью к любому инспектору в иностранном порту. Найти представителя федерации можно на сайте www.itfseafarers.org в специальном разделе на главной странице – «Поиск судна, инспектора или профсоюза» (Look Up a Ship, Inspector or Union).
ЛОНДОН. Cогласно результатам глобального социологического опроса, , подавляющее большинство людей поддерживают требования профсоюзов в отношении транспорта, и большая часть населения считает, что правительства в целом не справляются с поддержкой своих граждан в решении проблем в транспортной сфере (43% считают, что власти хорошо справляются с этой задачей, 48% считают, что плохо).
Опрос отношения к транспорту среди 16 464 человек в 15 странах показал широкое признание той важной роли, которая принадлежит транспорту и транспортникам. Мнение о том, что мировая экономика опирается на транспортников, от которых зависит перемещение товаров и людей, поддержали 81% опрошенных.
«Мы призываем к немедленным действиям по шести требованиям, касающимся решения основных проблем глобального транспорта», — заявил Стивен Коттон, генеральный секретарь. «Наш глобальный соцопрос 2022 года показывает, что подавляющее большинство населения считает, что эти требования представляются целесообразными с точки зрения улучшений транспортных систем и транспортной политики. В то же время, у людей много претензий к властям. Целых 83% опрошенных хотели бы, чтобы органы власти их стран расширили возможности населения пользоваться транспортом, при этом почти половина (48%) считают, что их правительство плохо справляется с проблемами в области транспорта в стране».
Что касается здоровья и безопасности, 85% людей хотели бы, чтобы их правительства улучшили законы, защищающие трудящихся транспортного сектора, а 87% хотели бы, чтобы их законодатели защитили транспортников от насилия и домогательств.
Применительно к окружающей среде, 80% хотят, чтобы их правительства увеличили инвестиции в устойчивую транспортную инфраструктуру, а 79% выступают за внедрение национальных планов по снижению выбросов в транспортном секторе.
Также С. Коттон отметил: «Правительства попрали трудовые гарантии, чтобы поощрить конкуренцию. Трудовые нормы в транспортной отрасли игнорируются, поскольку предприятия стремятся сократить расходы». Люди хотят, чтобы бизнес был более подотчётным, показывает опрос. Так, 81% респондентов поддержали бы законы, которые требуют от компаний ответственности за нарушения экологических и трудовых прав в их цепочках транспортных поставок.
Добавим, что в условиях нарастания кризисов, включая пандемию, изменение климата и рост стоимости жизни, увеличение государственных инвестиций в транспорт имеет весьма важное значение. Если все сделать правильно, — так, чтобы защитить права транспортников, — это может стать движущей силой социальных, политических и экономических изменений.
ПЕКИН. В Китае официально отменён карантин при смене экипажей судов. Это стало одним из важных изменений в жёсткой политике сдерживания COVID-19, царившей в стране на протяжении последних трёх лет. Несмотря на некий рост уровня заболеваемости, страна решила вновь открыть свои границы для международных путешествий, и въезжающим в Китай больше не требуется проходить через карантин – они должны только предоставить отрицательные результаты ПЦР-тестов, полученные не более чем за 48 часов до путешествия. Изменения вошли в силу с 8 января 2023 г.
Команды иностранных судов, планирующих зайти в порты Китая и провести здесь смену, должны пройти тестирование не более чем за двое суток до того, как покинут последний зарубежный порт. Те, кто получит положительные результаты, должны остаться на месте и своевременно пройти лечение. Кроме того, все города и провинции Китая больше не используют систему официального подтверждения для того, чтобы экипажи международных судов могли смениться, а только проводят инспекцию въезда-выезда. Также разрешён сход на берег, возобновление работы сюрвейеров и другие функции. Эксперты утверждают: изменение политики придаст новый импульс торговле и сделает бизнес-планы и графики лучше поддающимися оценке.
Полное восстановление ожидается во второй половине года. Изменения активно поддержали представители индустрии, ожидающие скорого восстановления торговых связей. Если смены экипажей будут проводиться в соответствии с планом, это значительно более эффективно и лучше поддаётся оценке.
ЛОНДОН. Согласно данным индикатора смены экипажей Декларации Нептуна (The Neptune Declaration Crew Change Indicator), в четвёртом квартале 2022 г. только 2,7% моряков находились на борту судов после завершения срока контрактов – минимальный показатель со времени начала сбора статистики в рамках инициативы в мае 2021 г. Число членов экипажей, которые находятся на судах более 11 месяцев, также уменьшилось и достигло 0,2%, снизившись на 0,1% по сравнению с октябрьскими результатами.
«Цифры движутся в правильном направлении, но всё ещё означают, что тысячи моряков не могут добраться до работы или отправиться домой, – отметила Сюзанна Джустесен, директор проекта по устойчивому развитию Глобального морского форума. – Фундаментальные вопросы, такие как тот факт, что к морякам не относятся как к ключевым работникам, также не изменились, что станет глобальной проблемой, если пандемия снова пойдет к пику или похожие трудности появятся в будущем».
Судовые менеджеры, принимающие участие в сборе статистических данных, также отметили, что недавнее ослабление ограничений в Китае одновременно обнадеживает и вызывает беспокойство. По сообщениям менеджеров, смены экипажей в Китае сильно зависят от обеспечения соблюдения требований местными агентами. Отмечается, что после начала сворачивания политики нулевой терпимости к коронавирусу в Китае и открытия границ страну накрыла новая волна роста заболеваемости, полный масштаб которой трудно оценить из-за недостатка прозрачности со стороны КНР. Эксперты предполагают, что после новогодних праздников в стране уровень заболеваемости может достигнуть 4,8 миллионов в день, прежде чем пойдет на спад.
Страх перед новым подъемом заболеваемости и опасения, что болезнь распространится за пределы Китая, приводит к тому, что такие страны, как Индия, Япония и Южная Корея вводят новые требования к тестированию и ограничения для путешественников и моряков, прибывающих из определенных областей Азии.
Но радует то, что, как свидетельствует индикатор, число вакцинированных от коронавируса моряков уже высоко и продолжает расти. Так, количество получивших прививку тружеников флота достигло 95,6%, увеличившись еще на 2,7% по сравнению с третьим кварталом 2022 г. В дополнение к этому, некоторые судовые менеджеры сообщили, что в качестве дополнительной защиты они решили по возможности заменить невакцинированных членов экипажа на уже получивших вакцину.
КОПЕНГАГЕН. Дания запустила первый в мире цифровой судовой регистр. Как поясняется, это сделано для того, чтобы избавиться от хлопотной бумажной работы и повысить безопасность, связанную с регистрацией флота и торговлей судами. Цифровой регистр (DSRG) введён в эксплуатацию с 16 января 2023 г. – его может использовать любой, кто войдет в систему с помощью MitID – датского цифрового идентификатора.
В настоящее время в национальных регистрах насчитывается более шести тысяч судов. Регистрация до сих пор производилась вручную. Цифровой судовой регистр стремится облегчить рабочую нагрузку за счёт более быстрых и эффективных процессов для всех, кто регистрирует флот в Дании. В то же время система обеспечивает дополнительный уровень безопасности и контроля в отношении этого процесса.
«Это важная инициатива, ведь морская отрасль стремится к цифровизации. Помимо того, что регистр избавит от ручного документооборота, он обладает большим потенциалом для упрощения и снижения административной нагрузки на судоходные компании при регистрации флота и торговле судами, – заявил заместитель директора Датской морской администрации (DMA) Нильс Питер Фредслунд.
Стоит отметить, что, поскольку технологии не стоят на месте, то появляются свежие идеи, а вместе с ними и новые возможности. Радует, что находятся способы внедрять инновационные решения и в морской отрасли. Однако, как их воспримут судовладельцы, и будут ли они эффективными – покажет только время.
ЛОНДОН. Совет Международной морской организации (IMO) на 128-й сессии, проходившей в декабре 2022 г., одобрил предложение учредить ежегодную премию за гендерное равенство. Она будет присуждаться лицам, независимо от их пола и должности, работающим в морском секторе, включая органы власти, судоходную отрасль, межправительственные и неправительственные организации, которые внесли объективный вклад в расширение прав и возможностей женщин в морском секторе на национальном, региональном или международном уровне. Премию IMO за гендерное равенство будет вручать генеральный секретарь в штаб-квартире организации, а сама церемония приурочена к ежегодному празднованию Международного дня женщин в морской отрасли — 18 мая. Первая награда будет вручена в 2024 г.
Стоит пояснить, что гендерное равенство на рабочем месте означает создание возможностей для представителей всех полов пользоваться достойным трудом с точки зрения свободы, справедливости, безопасности и человеческого достоинства. Например, этого можно добиться за счёт расширения доступа женщин к образованию, профессиональной подготовке и медицинскому обслуживанию. Кроме этого, достижение гендерного равенства на работе экономически выгодно. Доказано, что расширение прав и возможностей женщин создает социальную и экономическую ценность на рынке и в обществе в целом, одновременно повышая репутацию бизнеса и его способность привлекать таланты и удерживать сотрудников.
ЖЕНЕВА. Международная организация труда (МОТ) выпустила отчёт «Рабочее время и баланс между работой и личной жизнью в мире». В нём говорится, что гибкий режим работы и сокращённый рабочий день, широко распространившиеся во время пандемии COVID-19, идут на пользу экономике, предприятиям и сотрудникам, а также помогают сохранять более здоровый баланс между работой и личной жизнью трудящихся.
Проанализированы различные схемы рабочего времени, включая сменную работу, работу по вызову, сокращённое рабочее время и схемы усреднения рабочего времени. Эксперты оценивали их влияние на баланс между работой и личной жизнью, а также предложили меры реагирования на кризисы. По итогам было сделано несколько основных выводов. В частности, исследование подтвердило, что принятые в обществе законы о рабочем времени и периодах отдыха способствуют долгосрочному здоровью и благополучию общества. Также выяснилось, что более продолжительный рабочий день обычно связан с более низкой производительностью труда, а более короткий – напротив, с более высокой производительностью.
Следует отметить, что судовладельцы также могут взять себе на заметку некоторые выводы отчета. Хотя удалённая работа с трудом моряков фактически несовместима, они могут взять курс на более короткие периоды занятости и равномерное, умеренное распределение рабочей нагрузки на работников, способствующей поддержанию психического и физического здоровья.
МАНИЛА. Нехватка моряков, особенно членов старшего комсостава, стала одной из горячо обсуждавшихся тем на прошедшей в столице Филиппин конференции Crew Connect Global. Примечательно, в то время как одни считают, что отрасль испытывает острую нехватку моряков, другие настаивают, что это абсолютно не соответствует действительности, третьи указывают на несоответствие спроса и предложения и неспособность судовладельцев обеспечить кадетов местами на флоте.
На открытии конференции генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS) Гай Платтен подробно остановился на проблеме ожидаемой нехватки офицеров. «Согласно нашему последнему исследованию, к 2026 г. дефицит составит почти 96 тыс. моряков. Это огромная проблема».
Крайняя нехватка разнообразия в морской среде, где женщины составляют всего 2%, была отмечена как проблема, требующая решения. «Разнообразие уже стоит на повестке дня, актуальность этой темы будет только усиливаться. Мы должны определить, как нам действовать, и дело здесь не только в справедливости, – заявил генеральный директор Датского морского управления Андреас Нордсет. Он подчеркнул, что чем разнообразнее рабочая сила, тем лучше для безопасности и удержания кадров.
Участники конференции подняли ещё одну тему, непосредственно связанную с нехваткой моряков, – дефицит мест на судне для курсантов. В частности, проблема остро стоит на Филиппинах, где уже долгое время наблюдается огромное несоответствие между количеством выпускников морских школ и академий и фактическим числом филиппинцев, которые когда-либо работали на судне.
А генеральный секретарь ассоциации судовых менеджеров InterManager, капитан Куба Шимански заявил, что не верит в нехватку моряков, пояснив, что в условиях капитализма при дефиците всегда растет цена: «Где вы видите рост зарплат тружеников флота, кроме сектора СПГ-перевозок? Извините, но его нет или он крайне незначительный – 1-2%. Если вам нужны моряки, дайте мне знать – наши членские организации будут рады помочь нанять членов экипажей разных национальностей – их много. Никакого дефицита нет».