Инспекторы помогли в 2021 г. взыскать с недобросовестных судовладельцев в пользу тружеников флота $37,6 млн невыплаченной вовремя заработной платы.
В минувшем году 125 инспекторов и координаторов, работающих в более чем 100 портах 50 стран мира, совершили на судах 7265 проверок, из которых 1861 состоялись по просьбе моряков. Во всех случаях представители федерации пристально изучали условия труда экипажей. В частности, инспекторы специально обучены и умеют выявлять случаи эксплуатации и переутомления (даже принудительного труда и современного рабства), проверять бухгалтерию, трудовые контракты, а также просматривать учётные часы работы и отдыха.
«Я чрезвычайно горжусь работой, которую проделала наша команда, часто выполняя её в очень сложных условиях, – прокомментировал координатор инспектората Стив Троусдейл. – Для нас всегда было важно иметь возможность подняться на борт и рассказать членам экипажей об их правах, но пандемия и запрет на посещения судов стали настоящим вызовом в нашем деле. Нередко экипаж получает расчёт по неправильной ставке или меньше той, что указана в договоре, – объяснил Троусдейл. – Тогда в дело вмешиваемся мы, помогая морякам вернуть то, что им причитается».
Координатор подчеркнул, что состав заявлений моряков о невыплате меняется: «Мы наблюдаем увеличение числа жалоб, где речь идет о задолженности в течение двух месяцев, что, кстати, соответствует определению периода МОТ о прекращении службы по невыплате зарплаты. Моряки могут считать нормальным не получать зарплату в течение нескольких месяцев, ожидая, что судовладелец вот-вот разберется с финансами, но они должны понимать, что несвоевременный расчёт – также первый сигнал о том, что работодатель собирается бросить команду и судно на произвол судьбы».
В 2021 г. сообщено в МОТ о 85 случаях отказа судоходных компаний от экипажей, что стало историческим максимумом. В условиях кризиса смены экипажей инспекторы помогли попасть домой тысячам моряков.
С. Троусдейл подчеркнул, что в этом его команде не помешали даже барьеры, выставленные по всему миру из-за COVID-19: «У нас есть свидетельства того, что некоторые судовладельцы использовали пандемию в качестве предлога заставить моряков работать сверх первоначальных контрактов, тем самым нарушая их трудовые права, – сказал он. – К счастью, мы прекрасно понимали, что происходит. Работодатели, пользуясь тем, что у них якобы были связаны руки, возможно, сэкономили средства на перелётах, но в современном обществе такое поведение не скрыть. Когда дело доходит до отчётности в глобальной цепочке поставок, то больше нет тени, в которой можно спрятаться».