САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В период 7-8 декабря в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова состоялась конференция по подготовке и дипломированию моряков. Центральной темой обсуждения стало новое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, вступившее в силу с марта этого года, и практика его применения в течение последних девяти месяцев. Также разговор шёл о разработке новых примерных программ дополнительного профессионального образования моряков, освидетельствовании тренажеров в текущих условиях и переходе на электронные формы документов об образовании.
В конференции приняли участие более 150 специалистов, представители 50 организаций, включая: Минтранс России, Росморречфлот, Росрыболовство, Ространснадзор, «Российский морской регистр судоходства», администрации морских портов, судоходные и круинговые компании, научные, проектные институты. В целом санкционные ограничения служат поводом для беспокойства относительно перспектив работы моряков из РФ у иностранных судовладельцев. А таких членов экипажей – немалая часть: по имеющимся данным, за рубежом трудоустроено в два раза больше российских тружеников флота, чем в России.
МОСКВА. 20 декабря 2022 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ Александра Пошивая прошло заседание Межведомственной комиссии по реализации в Российской Федерации положений КТМС.
В ходе работы члены комиссии обсудили, в частности, следующие темы:
— О проработке вопроса исполнения требований КТМС в части правил: «Медицинское свидетельство»; «Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждению несчастных случаев; «Медицинское обслуживание на борту судна и не берегу».
— Проблемы нормативного правового регулирования в сфере морской медицины.
— Об актуализации с учётом изменений международной обстановки Плана мероприятий Межведомственной комиссии на 2023 г.
В заседании приняли участие представители морских профсоюзов РФ.
МОСКВА. Морская администрация РФ сообщила, что сроки действия квалификационных документов моряков в очередной раз продлены – до 31 марта 2023 г. Так, если член экипажа, находящийся в рейсе, не имеет возможности продлить в установленном порядке свои квалификационные документы, срок их действия автоматически увеличивается на три месяца.
Это распространяется, в частности, на: профессиональные дипломы, выданные Морской администрацией РФ; подтверждения о признании дипломов, выданных иностранным государством; квалификационные свидетельства; подтверждения к дипломам для работы на танкерах (нефтяных, газовозах, химовозах); свидетельства о квалификации судовых поваров; другие квалификационные документы, требуемые в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками. При этом внесение дополнительных отметок или выдача новых документов не требуется.
Сообщается, что действие ранее принятых экстренных мер в отношении квалификационных документов членов экипажей судов продлили в связи с текущей эпидемиологической ситуацией ради бесперебойного функционирования международного судоходства.
ЖЕНЕВА. На заседании совместной трёхсторонней рабочей группы МОТ и Международной морской организации (IMO) в период 13-15 декабря принято руководство в отношении того, как действовать в случае оставления моряков без помощи (Draft Guidelines for port State and flag State authorities on how to deal with seafarer abandonment cases). Это сделано в ответ на значительное увеличение числа таких случаев. Так, МОТ сообщает: если в период с 2011 по 2016 гг. регистрировалось менее 20 подобных инцидентов в год, то в 2019 г. их было уже 40, в 2020 г. – 85, в 2021 г. – 95. По данным на середину декабря 2022 г., эта цифра уже достигла 114 случаев.
Руководство направлено на улучшение координации между странами, включая государства флага и порта, государства, гражданами или резидентами которых являются моряки, и в которых действуют агентства по трудоустройству, где нанимались брошенные члены экипажей, в целях оперативного разрешения проблемы оставления, включая выплату зарплаты и репатриацию.
Новые меры основаны на соответствующих международных трудовых нормах МОТ, в частности, КТМС, ранней резолюции МОТ- IMO, принятой в 2001 г. и соответствующих международных рамочных договорах и соглашениях IMO с учётом тенденций и изменений в региональных и национальных законодательствах и практике.
Отмечается, что новые рекомендации касаются процедур, которым необходимо следовать странам в случае невыполнения судовладельцем обязательств по организации репатриации моряков и покрытию расходов на возращение домой, перечислению зарплаты и других предусмотренных договором выплат, а также покрытию расходов на удовлетворение первоочередных потребностей членов экипажей, включая медицинское обслуживание.
Также в ходе встречи МОТ- IMO обсуждалось важное значение совместной базы данных обеих организаций об оставленных без помощи экипажах и вопрос о необходимости её усовершенствования.
ЛОНДОН. Моряки нуждаются в поддержке! Об этом ясно говорит отчёт Международной сети социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN). Так, с 1 апреля 2021 г. по 31 марта 2022 г. общее количество звонков и сообщений, поступивших на бесплатную круглосуточную горячую линию SeafarerHelp от моряков торговых судов, оказалось на 81% выше, чем в 2019 и 2020 гг. Это означает, что социально-бытовые услуги и службы поддержки должны оставаться приоритетом для отрасли.
В организации отмечают, что более 80% обращений по телефону доверия ISWAN решает самостоятельно. Наиболее распространённые причины, по которым моряки и их родственники обращались на горячую линию, касались вопросов информационного характера, например, здоровья и вакцинации от коронавируса, а также финансовых трудностей и проблем с выплатой зарплаты.
В ISWAN отмечают: поскольку моряки сталкиваются со множеством самых разных проблем – от личных до глобальных, забота об их психологическом состоянии остаётся ключевым направлением работы. Немало времени уделяется и тренингам по повышению осведомлённости о ментальном здоровье для берегового персонала и плавсостава судоходных компаний, операторов круизных лайнеров.
ISWAN много сил посвящает и тому, чтобы бесплатная поддержка стала ещё доступнее для моряков, особенно тех, кто сильно ограничен в доступе к интернету. Так, в дополнение к уже работающим инициативам, в июне 2021 г. организация в партнерстве со страховым обществом The Shipowners’ Club запустила приложение «ISWAN for Seafarers». Платформа предлагает морякам прямой доступ к горячим линиям и автономный доступ к ресурсам приложения. К слову, за год члены экипажей 70 национальностей скачали его более 2800 раз.
Исполнительный директор ISWAN Саймон Грэйндж сказал: «Труженики флота ещё не оправились от последствий пандемии, как к существующим проблемам прибавились новые, в том числе украинский кризис. Эти вызовы показали, на что способна отрасль, если работать сообща. Например, Международный фонд помощи морякам объединил благотворительные организации и создал координационный центр для сбора средств для поддержки членов экипажей и их семей, оказавшихся в трудном финансовом положении. Мы гордимся тем, что являемся частью этой инициативы, и благодарны нашим спонсорам и партнёрам, которые делают возможной помощь, которую мы оказываем».
ЛОНДОН. Регистр Ллойда сертифицировал первое безэкипажное надводное судно. Свидетельство было выдано морскому беспилотнику DriX, разработанному компанией Exail. Сертификация подтвердила, что безэкипажное надводное судно (USV) соответствует критическим требованиям безопасности для эксплуатации в море. Она включала подробный анализ на уровне системы, освидетельствование конструкции и ходовые испытания. Также оценивались конструктивная прочность, остойчивость, управление и контроль в контексте дистанционной автономности. Сообщается, что сертификация – ещё одна важная веха для судна и операторов, которая знаменует значимый шаг в переходе морской отрасли к внедрению новых автономных технологий.
«Мы рады, что нам представилась возможность поработать с Exail, чтобы обеспечить независимую экспертизу системы DriX, – отметил Пол Джеймс, управляющий корабельного центра экспертизы Регистра Ллойда. – Открытый и совместный подход, принятый нашими командами, значительно облегчил изучение конкретных рисков, связанных с автономной системой, и обеспечение надлежащих средств контроля. Таким образом, мы смогли предоставить регулирующим органам чёткий и надёжный аргумент в пользу безопасности, подкрепленный независимым одобрением Регистра Ллойда».
НЬЮ-ЙОРК. В Гвинейском заливе применительно к пиратам наблюдается новая тенденция: преступники переключают внимание с нападений на торговые суда на хищение нефти и незаконный рыбный промысел. Помощник генерального секретаря Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства ООН Марта Поби, представляя доклад генерального секретаря о пиратстве в Гвинейском заливе, предупредила, что новые обстоятельства потребуют более активной реакции не только со стороны региона, но и международных партнеров. «Пиратские группировки приспосабливаются к меняющейся динамике в море и прибрежных районах. В этом отношении недавнее снижение числа случаев пиратства может быть отчасти связано с переходом к другим преступлениям – например, краже нефти, которая, вероятно, считается менее рискованной и более прибыльной», – сказал она. Действительно, в Нигерии наблюдается беспрецедентный всплеск крупномасштабных случаев хищения нефти и взломов нефтяных трубопроводов, в результате чего нефтяной промышленности страны наносится огромный ущерб. Нефтедобыча в августе и сентябре упала до самого низкого показателя за последние десятилетия. Расследование, проведённое сенатом страны, установило, что широко распространившиеся случаи хищений нефти привели к тому, что Нигерия потеряла более $2 млрд за первые восемь месяцев этого года.