МОСКВА. В рамках прошедшего в российской столице Международного форума и выставки «Транспорт России» заметным событием стала отраслевая конференция «Водный транспорт в новых условиях: взгляд за горизонт». Представители государственных структур и бизнеса обсудили развитие международных транспортных коридоров, обновление флота и перспективы внутреннего водного транспорта. В конференции, в частности, приняли участие заместитель министра транспорта Александр Пошивай, руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев, руководители судоходных и логистических компаний. А. Пошивай отметил значимость и актуальность принятой чуть менее года назад Транспортной стратегии до 2035 года. По его оценке, она позволила оперативно ответить на вызовы, связанные с введением международных санкций. Основная цель транспортной политики – переориентация грузопотоков. В связи с этим заместитель министра отметил особую значимость транспортного коридора «Север-Юг», инфраструктуру которого модернизируют Минтранс совместно с Росморречфлотом.
В завершение конференции выступил З. Джиоев. Особый акцент глава Росморречфлота сделал на важности для обеспечения экономического роста и бизнеса внутренних водных путей и развития морских глубоководных терминалов. Говоря о транспортных коридорах, он подчеркнул значимость коридора «Север-Юг», исходя даже не из объема перевозок на данный момент, а из его геополитического потенциала.
МОСКВА. 29 ноября во Дворце труда профсоюзов в смешанном очном и дистанционном режиме прошло заседание Исполкома Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), которое открыл вступительным словом и вёл генеральный секретарь ВКП Андрей Бельянинов.
Исполком в предварительном порядке рассмотрел ряд вопросов компетенции Совета ВКП и принял решение о внесении их на очередное заседание Совета, дата и формат проведения которого будут определены позднее.
Был заслушан вопрос «О ходе солидарной кампании ВКП «Минимальную заработную плату – на уровень не ниже прожиточного минимума», с докладом по которому выступила заместитель генерального секретаря ВКП Наталья Подшибякина.
Исполком подчеркнул, что минимальная зарплата в странах региона остаётся низкой, проблема ее кардинального повышения не решена. Сегодняшний уровень минимальной заработной платы не защищает работников от риска бедности.
Исполком постановил продолжить проведение солидарной кампании профсоюзов «Минимальную заработную плату – на уровень не ниже прожиточного минимума». В независимых государствах, где цель кампании достигнута, перейти на выдвижение требований по расчету МЗП (МРОТ) исходя из минимального потребительского бюджета – стандарта более высокого уровня и наметить этапы его реализации.
Заслушав информацию заместителя генерального секретаря ВКП Валерия Юрьева об участии членских организаций ВКП в проведении акции «Всемирный день действий за достойный труд» в странах региона в октябре 2022 г., Исполком отметил, что трудящиеся стран региона практически повсеместно в той или иной форме поддержали эту акцию профсоюзов мира, призванную на глобальном уровне напомнить правительствам и работодателям о необходимости принятия практических мер по реализации принципов достойного труда.
МЕЛЬБУРН. Почти 1000 участников из более чем 120 стран, представляющих более 200 демократических организаций трудящихся, приняли участие в дебатах и дискуссиях V Конгресса Международной Конфедерации профсоюзов (МКП), которые определили следующие четыре года действий глобального профсоюзного движения. Важно, что число женщин-делегатов на Конгрессе увеличилось до 50,8 % по сравнению с 46 % в 2018 г.
Помимо заявления Конгресса о новом общественном договоре, делегаты приняли также чрезвычайные резолюции по ряду вопросов.
Лука Висентини был избран новым генеральным секретарем МКП. В состав руководства МКП избраны также Эрик Мвези Манзи, Жордания Уренья Лора и Оуэн Тюдор (заместители генерального секретаря); Акико Гоно (президент); Кэти Файнголд и Антонио Лижбоа (вице-президенты).
Шаран Барроу ушла с поста генерального секретаря после 12 лет руководства МКП, она заявила: «Мы боремся за нашу планету, за рабочие места и за справедливые переходные процессы. Но семья МКП может буквально сделать всё, что угодно, если вы едины и работаете, не зная границ. Посмотрите, чего вы достигли: справедливый переход, экономика ухода, проблема насилия в отношении женщин, новый социальный контракт. Все они находятся в центре глобальной повестки дня, и вы сделали это. Нет силы более могущественной, чем наша объединенная семья, с ценностями, которые создают общую безопасность и закрепляют новый общественный договор. Права, демократия, свобода, солидарность, безопасность, налоги, справедливость, мужество. Это наша общая безопасность. Вы – самая ценная сила справедливости в мире».
Международные вести
МОСКВА. 16 ноября 2022 г. в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ состоялось 42-е заседание Координационного транспортного совещания (КТС) государств-участников СНГ. Его открыл с приветственным словом и.о. министра транспорта РФ Александр Пошивай, а провёл заместитель председателя КТС и председатель Исполкома КТС Александр Давыденко.
Формат проведения был смешанный – очный и дистанционный.
В заседании участвовали представители исполкома СНГ, Евразийской Экономической комиссии, Ассоциации ВУЗов транспорта РФ, Союза транспортников России, бизнес-структур, профсоюзных объединений (включая председателя МКПРВТ Георгия Столяренко), иных международных организаций.
После рассмотрения всех запланированных вопросов в заключение встречи был согласован трёхлетний график проведения сессий отраслевых Советов в следующем порядке: 2023 г. – Беларусь; 2024 г. – Казахстан; 2025 г. – Кыргызстан.
ЛОНДОН. Индикатор смены экипажей Декларации Нептуна показывает продолжающийся рост числа вакцинированных моряков и устойчивое сокращение количества тех, кто остаётся на борту после истечения срока действия трудовых договоров.
Так, в третьем квартале текущего года число моряков, вынужденных работать сверх контракта, сократилось с 4,2% до 3,3% со времени публикации июльского индикатора. Количество членов экипажей, находящихся на борту более 11 месяцев, не изменилось с мая 2022 г. – 0,3%. Самых высоких значений этот показатель достиг в августе 2021 г., когда он был равен 1,3%. Что касается вакцинации, то совокупный процент моряков, прошедших иммунизацию, вырос за последние три месяца с 89,3% до 92,8%. Судовые менеджеры сообщают, что в целом ситуация со сменами остаётся стабильной: становится меньше ограничений, сокращается число отмененных рейсов, реже вводятся локдауны.
Напомним, индикатор смены экипажа Декларации Нептуна основывается на обобщённых данных, которые предоставляют ведущие судовые менеджеры – Anglo-Eastern, Bernhard Schulte, Columbia Shipmanagement, Fleet Management, OSM, Synergy Marine, Thome, V.Group, Wallem Ship Management и Wilhelmsen Ship, совокупный плавсостав которых составляет около 100 тыс. моряков. С момента запуска в мае 2021 г. и до июля 2022 г. индикатор публиковался раз в месяц, теперь он выходит ежеквартально.
КОПЕНГАГЕН. Как известно, гендерное равенство в судоходной отрасли считается ключом к экономической устойчивости и повышению производительности труда. Однако, согласно данным Балтийского и Международного морского совета (BIMCO) и Международной палаты судоходства (ICS) за 2021 г., несмотря на международные усилия по расширению участия женщин в судоходстве, они по-прежнему составляют лишь 1,2% морской рабочей силы на флоте. Это на 45% больше, чем в 2015 г., но по-прежнему медленный прогресс.
Для исправления ситуации, по мнению экспертов BIMCO, следует принимать во внимание основные три фактора.
Законодательная база. Путь к гендерному равенству в трудовых отношениях – долгий, и законодательство играет в этом процессе не последнюю роль. Хорошими примерами являются возросшее внимание общественности к гендерному равенству и стремление к более правильному балансу между работой и личной жизнью. Так, пандемия коронавируса привела к широкому обсуждению в Европе темы предоставления мужчинам отпуска по уходу за ребенком.
Конвенция о труде в морском судоходстве. На сегодняшний день основным документом, объединившим в себе эту работу, является Конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС), которая обеспечивает соблюдение прав моряков. Она охватывает минимальные требования в отношении членов экипажей – возраст, медицинское освидетельствование, подготовку и квалификацию; условия занятости – трудовой договор, заработную плату, часы труда и отдыха, отпуск, репатриацию и компенсацию; жилые помещения на борту, питание и условия для отдыха; охрану здоровья, включая медицинское обслуживание, социальное обеспечение, предотвращение несчастных случаев и ответственность судовладельцев. Наряду с обеспечением основных прав моряков судоходная отрасль в последнее время стала уделять больше внимания стимулированию широкого участия женщин в секторе, что согласуется с общими стратегиями Организации Объединенных Наций, направленными на повышение гендерного равенства на рабочем месте.
Меры по привлечению женщин на флот. Так, Декларация тысячелетия ООН, подписанная в сентябре 2000 г., обязывает мировых лидеров бороться с рядом социальных проблем, включая дискриминацию в отношении женщин. Цели ООН, утвержденные в 2015 г., концентрируют глобальные усилия и внимание на 17 актуальных проблемах, одна из которых касается конкретно гендерного равенства.
Среди других усилий, предпринятых в последние годы, – Международная морская организация (IMO) учредила 18 мая как Международный день женщин в морской отрасли. А в 2013 г. по итогам региональной конференции IMO была подписана Пусанская декларация, призванная стимулировать привлечение женщин для работы в судоходном секторе.
ЛОНДОН. Получить увольнение на берег стало легче. Об этом свидетельствуют данные «Индекса счастья моряков» за июль-сентябрь 2022 года. Так, результаты опроса, проведённого благотворительной организацией The Mission to Seafarers, показали: моряки очень довольны, что выход в город в портах для них сегодня стал доступнее, чем был прежде в связи с ограничениями из-за пандемии. И хотя сложности с увольнением на берег всё ещё возникают, труженики флота стали гораздо меньше беспокоиться о смене экипажа. Тем не менее моральное состояние моряков по-прежнему вызывает озабоченность.
Так, уровень удовлетворённости моряков поднялся незначительно — он достиг 7,3 пунктов из 10 возможных, что чуть выше, чем в прошлом квартале (7,21). При этом важно, что второй квартал подряд наблюдается устойчивый рост удовлетворённости моряков после рекордно низкого показателя за первые три месяца этого года – 5,85. Самыми счастливыми по-прежнему являются экипажи балкеров.
Несмотря на то, что в целом результаты опроса положительные, по ответам понятно, что по-прежнему есть проблемы со снабжением продовольствием, заработной платой, трудовой нагрузкой, стрессами и суровой действительностью морской жизни, а, значит, предстоит ещё много работы, чтобы улучшить жизнь моряков на борту.
ЛОНДОН. Список зон высокого риска в 2023 г. изменится. Говоря конкретно, из их числа с 1 января выйдет Индийский океан, ибо ситуация с пиратством в регионе в последние годы значительно улучшилась. Однако в специализирующейся в сфере морской безопасности компании Dryad Global подчеркивают: подготовка к рейсу, оценка угроз и рисков, следование «Лучшим практикам по борьбе с пиратством» всё ещё имеют большое значение. Сообщается, что в то время как в одном регионе напряжение спадает, в других оно становится сильнее. Так, северная часть Чёрного моря сегодня является одной из зон высокого риска для судоходства в связи со спецоперацией на Украине. Конечно, ситуация может измениться, однако предсказать что-то наперёд в этом вопросе сложно. Кроме того, зоной высокого риска остается Гвинейский залив, однако не все его части представляют одинаковую угрозу: рискованность перехода может иногда зависеть даже от времени года. Как отмечают в Dryad Global, в последнее время в этом регионе также снизился уровень пиратской активности, уменьшилось число попыток высадки на борт и похищений. Тем не менее все еще случаются изолированные инциденты в конкретных точках