САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Российский профсоюз докеров (РПД) отмечает в этом году своё 30-летие. В связи с этим событием на сайте организации опубликовано обращение к членам профсоюза председателя РПД Максима Колядинцева.
Он отметил, что на протяжении всего этого времени РПД прикладывал все возможные усилия для решения главной для всех профсоюзов задачи – защите социально-экономических прав и интересов работников.
В качестве одного из значимых результатов председатель назвал участие профсоюза в аттестации рабочих мест по условиям труда (а позднее в их специальной оценке), было обеспечено подтверждение работы докеров, рабочих механизации и работников обеспечивающих служб в особых условиях труда. В том числе было закреплено ограничение ручной физической нагрузки не более 24 тонн в 8-часовую рабочую смену, введены дополнительные оплачиваемые отпуска за условия труда, а также законодательно закрепили права докеров выходить на пенсию с 55 лет.
Обеспечено и продолжает обеспечиваться заключение в портовых организациях полноценных коллективных договоров, являющихся действенной основой для стимулирования высокопроизводительного труда. Практически признано исключительное право на выполнение погрузочно-разгрузочных работ в морских портах силами аттестованных и принятых на работу в организации докеров-механизаторов.
Кроме того, Профсоюз постоянно содействовал совершенствованию трудового законодательства России с целью обеспечения расширения прав членов профсоюза; проводил с этой целью консультации с политическими партиями и общественными объединениями. Всеми доступными средствами противодействовал антирабочим, антипрофсоюзным ухудшениям трудового законодательства.
М. Колядинцев пожелал каждому члену РПД оптимизма и уверенности в собственных силах, достойной заработной платы, безопасного и эффективного рабочего места, справедливого пенсионного и социального обеспечения.
МОСКВА. Также свой юбилей – 105 лет со дня образования – отмечает и Профсоюз работников водного транспорта (ПРВТ) РФ. По этому случаю к членам профсоюза обратился председатель ПРВТ Олег Яковенко.
Он отметил, что, начиная с 1917 г. и поныне, вся деятельность профсоюза основывается на человеческих ценностях – честности и справедливости, а работа Профсоюза направлена на защиту трудовых интересов плавсостава и береговых работников водного транспорта.
О. Яковенко напомнил, что за свою историю организация доказала не только свою жизнеспособность, но и приобрела уникальный опыт в непростых условиях временных потрясений страны. Благодаря усилиям ПРВТ, направленным на защиту интересов своих членов, на улучшение их условий труда, качества жизни, повышения благосостояния, ПРВТ РФ по праву является одним из наиболее авторитетных профсоюзов России.
Председатель всем членам Профсоюза выразил пожелания крепкого здоровья, дальнейших успехов, новых свершений на благо тружеников отрасли и на благо страны.
Международные вести
ЛОНДОН. Совет 127-ой сессии IMO одобрил создание постоянной Трёхсторонней рабочей группы IMO/МОТ (JTWG) по выявлению и решению проблем моряков и человеческого фактора – от оставления в иностранных портах до преследований и запугиваний. Онлайн-заседание проходило в период 11-15 июля 2022 г.
Так, с 1 января по 31 декабря 2021 г. в Совместной базе данных IMO/МОТ, касающейся брошенных моряков, было зарегистрировано в общей сложности 95 случаев оставления членов экипажей. А уже в первой половине 2022 г. в ней появились еще 74 новых записи, что говорит о возрастающем масштабе проблемы.
В этой связи одобрение Совета получил направленный Юридическим комитетом на первое заседание JTWG в декабре 2022 г. для дальнейшего рассмотрения и доработки проект руководящих указаний для государств порта и флага о том, как действовать в случаях оставления экипажа судна без помощи.
В качестве представителей IMO в JTWG Совет 127-ой сессии назначил Аргентину, Францию, Индию, Индонезию, Кению, Маршалловы Острова, Филиппины и Великобританию – по вопросам оставления моряков; а Багамы, Францию, Панаму, Филиппины, Южную Африку, Швецию, Таиланд и США – по проблеме преследований и запугиваний в морском секторе.
КАРДИФФ. Анализ, проведенный Международным исследовательским центром моряков (SIRC), показал, что в августе прошлого года из 122 стран 81 прямо отказала членам экипажей в увольнении на берег. В декабре 2021 г. этот показатель вырос до 87 государств. Профессор Хелен Сэмпсон из Университета Кардиффа убеждена, что если так будет продолжаться, то необходимы меры по улучшению положения моряков на судах, в частности, – новый подход к созданию жилых кают для членов экипажей.
«Во время пандемии моряки в прямом смысле были прикованы к своим судам, – отмечает она. – Пребывание на борту дольше, чем предусматривалось контрактом, привело к серьезным физическим и психологическим проблемами. До COVID-19 мы считали, что примерно 90% моряков, работающих на грузовых судах, пользовались правом увольнения на берег в какой-то момент в течение контракта. Однако теперь это не так. В этом контексте жизненно важно повышать осведомлённость участников отрасли о необходимости улучшения стандартов быта на борту».
К слову, незадолго до начала пандемии коронавируса SIRC проводил исследование психического здоровья моряков, которое показало, насколько важны различные удобства на судне для улучшения благополучия членов экипажей. В том опросе моряки особо подчеркивали угнетающий характер бортовой среды, в которой они живут и работают в течение нескольких месяцев подряд.
Напомним, что SIRC был создан в 1995 г. с целью проведения исследований среди моряков, особенно по вопросам охраны труда и техники безопасности. Это единственный в своем роде международный исследовательский центр, обладающий беспрецедентным опытом сбора данных в этой области.
ЛОНДОН. Международная морская организация (IMO) озвучила тему Всемирного дня моря в 2023 г.: «50 лет MARPOL – наша приверженность неизменна». Праздник посвятят Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, которая в следующем году отпразднует юбилей. Тема акцентирует внимание на многолетней деятельности IMO по защите окружающей среды от воздействия судоходства и подчёркивает неизменную решимость продолжать эту важную работу. Генеральный секретарь IMO Китак Лим заявил: «Многое изменилось в судоходной отрасли с тех пор, как 2 ноября 1973 г. была принята MARPOL, но приверженность IMO сохранению морской среды остается непоколебимой».
«Работа IMO по сокращению выбросов парниковых газов имеет важное значение, и, учитывая остроту климатического кризиса, мы должны действовать сейчас, – добавил Китак Лим. – Кроме того, нам предстоит решать и другие вопросы, включая защиту биоразнообразия, борьбу с биообрастанием, перенос инвазивных видов, а также пластиковое и шумовое загрязнение. Защита морской среды требует совместных действий – я с нетерпением жду продолжения этой важной работы».
Отметим, что озвученная тема стимулирует обсуждение следующего этапа работы IMO по дальнейшей защите планеты и океанов от выбросов и мусора. Она также тесно связана с повесткой дня ООН на период до 2030 г. и 17 целями в области устойчивого развития. Среди них – дешевая и чистая энергия; индустриализация, инновации и инфраструктура; борьба с изменением климата и устойчивое использование океанов, морей и морских ресурсов; важность партнёрства в интересах достижения этих целей.
ПАРИЖ. 1 сентября 2022 г. стартует Концентрированная инспекционная кампания (CIC) государственного портового контроля (PSC) по выполнению требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). PSC сфокусирует внимание на проверке квалификационных документов и компетентности экипажей.
Напомним, ежегодно силами PSC проводятся трёхмесячные CIC в какой-то конкретной области. В дополнение к стандартным пунктам инспекции офицеры PSC используют отдельную анкету-опросник. После пандемии COVID-19 количество инспекций PSC в целом нормализовалось за исключением некоторых портов, например, китайских.
О проведении совместной проверки по соблюдению ПДНВ в период с 1 сентября по 30 ноября 2022 г. Парижский и Токийский меморандумы о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Paris MoU и Tokyo MoU) договорились еще несколько лет назад. И почти все режимы PSC – Черноморский, Карибский, Средиземноморский меморандумы, Меморандум стран Индийского океана, Соглашения Эр-Рияда и Винья-дель-Мар – заявили о намерении присоединиться к кампании. Стоит отметить, что зачастую пробелы в выполнении ПДНВ и других эксплуатационных требований вызывают нарушения Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), ибо они влияют на Систему управления безопасностью (СУБ).
БРЮССЕЛЬ. Европейское агентство по безопасности на море (EMSA) опубликовало статистический отчёт о моряках на европейском рынке труда за 2020 г. Согласно имеющимся данным, Россия по-прежнему занимает третье место среди не являющихся членами ЕС стран, из которых происходит больше всего капитанов и офицеров, имеющих действительные сертификаты компетентности (CoC), признанные в Евросоюзе. Всего в нашей стране 17 313 таких специалистов. Больше их только на Филиппинах (49 461) и Украине (25 597). Четвёртое и пятое места заняли Индия (11 231) и Турция (6091).
В целом статистика основана на данных, полученных из рабочих дипломов, сертификатов и подтверждений, зарегистрированных в информационной системе ПДНВ государствами-членами ЕС, Исландией и Норвегией до 31 декабря 2020 г.
Всего на конец 2020 года у 189 278 капитанов и членов командного состава были действующие рабочие дипломы, выданные государствами ЕС, и еще 127 958 имели оригинальные документы, полученные в не входящих в ЕС странах, и подтверждения (эндорсменты), выданные в Евросоюзе. Таким образом, более трёхсот капитанов и офицеров потенциально могли быть наняты на суда под флагами членов ЕС.
В пределах Евросоюза больше всего таких специалистов, имеющих действующие рабочие дипломы, было в Греции (22 779), Норвегии (21 404), Польше (20 629), Хорватии (15 324) и Италии (14 271). Среди пяти государств-членов ЕС, которые лидировали по числу капитанов и офицеров, имеющих выданные в ЕС эндорсменты, – Мальта (74 926), Кипр (31 266), Норвегия (17 038), Португалия (16 988) и Нидерланды (11 819).
ЖЕНЕВА. Сегодня всё чаще появляются новые тревожные сообщения о росте случаев заражения коронавирусом. Судя по всему, COVID -19 вновь переходит в наступление. Согласно исследованию Zoe COVID, боль в горле стала его самым распространённым симптомом, а лихорадка и потеря обоняния, считавшиеся наиболее характерными признаками вируса в начале пандемии, теперь встречаются всё реже. В исследовании также упоминаются кашель, хриплый голос, чихание, усталость и мышечные боли как общие симптомы.
Доктор Дэвид Набарро, специальный представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по вирусу, говорит, что COVID -19 постоянно мутирует и становится «слишком умным». По его словам, «причина, по которой мы видим рост заболеваемости, заключается в том, что вирус научился пробивать иммунную защиту – вот почему цифры растут».
Среди 20 симптомов COVID -19, о которых за последнюю неделю сообщили 17 500 человек с положительным результатом теста, лидируют боль в горле (58%), головная боль (49%), заложенность носа (40%), кашель без мокроты (40%), насморк (40%). Далее в списке – кашель с мокротой (37%), хриплый голос (35%), чихание (32%), усталость (27%) и мышечные боли (25%). К числу наименее распространенных проявлений коронавируса сейчас относятся головокружение (18%), опухание шейных желез (15%), болезненные ощущения в глазах (14%), измененное восприятие запахов (13%), стеснение в груди (13%).
ЛОНДОН. Последние значения Индикатора Декларации Нептуна показывают, что количество моряков, остающихся на борту судов после истечения срока действия их контракта, немного снизилось – с 4,3% в июне до 4,2%. Что касается числа моряков, вынужденных оставаться на борту более 11 месяцев, этот показатель остается неизменным и составляет 0,3%. Также Индикатор указывает на рост числа вакцинированных моряков на 2,8%: с 86,2% в июне до 89,3% в июле.
Что касается ситуации со сменой экипажа, то судовые менеджеры сообщают о незначительных трудностях или новых условиях. В то время как ковидные ограничения в некоторых странах всё ещё сохраняются, в Китае карантинные требования смягчили, да и в целом связанные с COVID-19 ограничения на смену экипажа ослабли. Доступность вакцин для моряков растёт, судовые менеджеры продолжают активно проводить вакцинацию своих экипажей как на берегу в портах захода судов, так и в странах проживания моряков.
В начале июня 2022 г, спустя год после публикации первого отчёта, судовые менеджеры, на информации от которых и рассчитываются Индикаторы, собрались, чтобы подвести итоги прошедшего года и обсудить потребность в расширении сфер охвата Индикатора. Собравшиеся подтвердили ценность Индикатора, предоставляющего актуальную информацию о ситуации со сменой экипажа. В свете смягчения кризиса смены экипажей, вызванного пандемией, было решено перейти от ежемесячной к ежеквартальной отчётности с возможностью возврата к прежнему формату, если появятся новые штаммы COVID-19 и/или другие проблемы, которые станут негативно влиять на возможность проведение смен экипажа. Группа также выразила готовность проработать вопрос о возможном усовершенствовании Индикатора с тем, чтобы включить в него другие области, имеющие важное значение с точки зрения благополучия моряков, например, доступ к увольнению на берег.
Напомним, Индикатор смены экипажа Neptune Declaration основан на агрегированных данных 10 ведущих судовых менеджеров: Anglo-Eastern, Bernhard Schulte, Columbia Shipmanagement, Fleet Management (FLEET), OSM, Synergy Marine, Thome, V.Group, Wallem Ship Management и Wilhelmsen Ship Management, на борту судов которых в совокупности в настоящее время находится около 100 000 моряков. ЖЕНЕВА. Участники судоходной отрасли призвали чиновников избегать любых рефлекторных реакций на фоне борьбы с оспой обезьян – редким вирусным заболеванием, которое встречается в основном в отдалённых районах в центре и на западе Африки, расположенных рядом с влажными тропическими лесами.Генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус объявил вспышку оспы обезьян глобальной чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. Отмечается, что связанные с ней риски считаются умеренными по всему миру, за исключением Европы, где они – высоки. Как и в случае с COVID-19 за этим могут последовать различные ограничения и запреты, тем более что прецедент уже был. Так, в конце мая из-за вспышки оспы обезьян Бангладеш запретила морякам сход на берег, став первой страной, пошедшей на такой шаг. Покинуть судно в порту Читтагонг можно только в экстренных случаях, а списывающиеся члены экипажей предварительно должны пройти медицинский осмотр. Соседние страны, такие как Китай и Индия, также обсуждают возможность ужесточения въездных ограничений на фоне опасений о распространении оспы. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, с мая было зарегистрировано более 16 тысяч случаев болезни в 74 странах. «Есть вспышка, которая быстро распространилась по миру посредством новых способов передачи, о которых нам мало что известно, – заявил Т.А. Гебреисус. – Поэтому ВОЗ решила, что глобальная вспышка оспы обезьян представляет собой чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения и вызывает обеспокоенность»